четверг, 15 сентября 2016 г.

Урок 14. Проявление одушевлённости и неодушевлённости в грамматике



Урок 14. Проявление одушевлённости и неодушевлённости в грамматике

Одушевлённость и неодушевлённость в грамматике проявляется при использовании форм винительного падежа, который отвечает на вопросы – что? (совпадает с именительным падежом) и кого? (совпадает с родительным падежом). Если существительное одушевлённое, то винительный падеж совпадает с именительным в мужском, среднем роде единственного числа, а также во множественном числе всех родов. Например: вижу дом, поле; вижу дома, поля.
Грамматическая одушевлённость не всегда соответствует лексическому значению «живое существо». Так, одушевлёнными являются существительные: 1) мертвец, покойник, утопленник; 2) названия мифических существ типа леший, домовой; 3) названия фигур в некоторых играх: валет, туз, козырь, шар (в бильярде); 4) названия кукол: матрёшка, неваляшка, кукла и другие.
Неодушевлёнными являются существительные, обозначающие собирательные совокупности живых существ: армия, войско, народ и др.
Слова бактериявирусмикроб имеют неустоявшиеся грамматические показатели одушевлённости: изучать вирусы и вирусов.
Местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, кто – грамматически одушевлённые. Остальные местоимения – неодушевлённые.
Одушевлённость прилагательных, числительных и полных причастий, которые не выражают собственного номинативного содержания, а служат лишь дополнительным формальным средством обозначения одушевлённости существительных, с которыми сочетаются перечисленные атрибутивные слова. Например: вижу три новые, только что построенные школы, но вижу трёх новых принятых в секцию студентов.
Упражнение 1. Раскройте скобки.
Я вижу (студенты), (врачи), (лошади), (дома), (портфель), (музей).
Я люблю (дома), (сёла), (молоко), (соль), (перец).
Упражнение 2. Составьте краткие диалоги на следующие ситуации.
1)Вам нужен учебник. Вы знаете, что он имеется у вашего   товарища.  Позвоните ему по телефону и попросите, чтобы он одолжил вам его на  несколько дней.
2) Вам надо купить книгу. Вы не знаете, где она продаётся. Вы
обращаетесь с просьбой к подруге помочь найти нужную книгу.
Упражнение 3. Выучите наизусть формы знакомства.
Познакомьтесь, пожалуйста, с моей мамой.
Разрешите представить вас моей жене.
Мне бы хотелось познакомить вас с моим сыном.
Будьте знакомы. Это Тенгиз, мой друг.
Разрешите представиться: я врач вашей больницы.
Упражнение 4. Придумайте предложения со следующими фразами.
1.Я хочу вас познакомить… 2. Мне бы хотелось вам подарить … 3. Он  учится в … 4. Ему исполнилось … 5. Познакомьтесь, пожалуйста, … 6. Разрешите представить …
Текст
Гусь и Журавль
          Плавает гусь по пруду и разговаривает сам с собой. — Какая я удивительная птица. И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю в воздухе.  Нет другой такой птицы на свете.
Послушал это журавль и говорит гусю: — Какая ты гусь, глупая птица. Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо.
(К.Д. Ушинский)
Тест
Ответьте на вопросы по тексту
          1.Где  плавал гусь? 2. С кем разговаривал гусь? 3. Что говорил гусь? 4. Кто слышал этот разговор? 5. Что сказал журавль гусю?
Словарь к тексту
пруд — ტბორი
разговаривать сам с собой — საკუთარ თავთან ლაპარაკი
удивительный (-ая, -ое) — საოცარი
ходить по земле — მიწაზე სიარული
плавать по воде — წყალში ცურვა
летать в воздухе — ჰაერში ფრენა
глупый (-ая, -ое) — სულელი
щука — ქარიყლაპია
олень — ირემი
орёл — არწივი


Комментариев нет:

Отправить комментарий