среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 46. Употребление родительного падежа с числительными



Урок 46. Употребление родительного падежа с числительными

Количественные числительные указывают на количество предметов и употребляются обычно с существительными, обозначающими считаемые предметы:
1. Все количественные числительные склоняются.
2. Числительное один согласуется с существительным в роде, числе и падеже: один карандаш, одна ручка, одно перо.
3. Числительное один во множественном числе (одни) употребляется с существительными, которые имеют только множественное число (одни ножницы) и обозначают один предмет.
4. Числительное два согласуется с существительным в роде; существительное ставится в родительном падеже единственного числа: два карандаша, пера, две ручки.
5. Числительные три, четыре сочетаются с существительными в родительном падеже единственного числа: три, четыре — карандаша, пера, ручки.
6. Числительные от пяти до двадцати, тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девяносто, сто сочетаются с существительными в родительном падеже множественного числа: пять, шесть, восемьдесят, сто — карандашей, перьев, ручек.
7. Составные числительные, которые оканчиваются на один сочетаются с существительным, как числительное один, которые оканчиваются на два — как два и т.п.: двадцать один том, двадцать два тома и т.п.
8. Слова тысяча, миллион, миллиард, ноль склоняются как существительные, но сочетаются с существительными в родительном падеже множественного числа: тысяча книг, миллион рублей  и т.п.
9. Слова много, сколько, несколько сочетаются с существительными в родительном падеже множественного числа: много людей, мало книг, сколько минут, несколько часов.
10. Числительное оба сочетается с существительными в родительном падеже единственного числа мужского рода; обе — с существительными в родительном падеже единственного числа женского рода: оба мальчика, обе девочки. В косвенных падежах существительные оба, обе — управляют родительным падежом множественного числа.

Запомните:
Именительный падеж:
оба, обе
Родительный падеж:
обоих, обеих
Дательный падеж :
обоим, обеим
Винительный падеж:
обоих, обеих
Творительный падеж:
обоими, обеими
Предложный падеж:
обоих, обеих

Упражнение 1
Перепишите и запомните сочетания числительных с существительными.
Один – сантиметр, метр, километр; грамм, килограмм; лари, рубль; час, день, месяц, год.
Одна – тонна, копейка, минута, неделя.
Два, три, четыре – сантиметра, метра, километра; грамма, килограмма; лари, рубля; часа, дня, месяца, года.
Две, три, четыре – тонны, копейки, минуты, недели.
Пять-двадцать – сантиметров, метров, километров; граммов, килограммов, тонн; лари, рублей, копеек; часов, дней, месяцев, лет, минут, недель.

Упражнение 2
Ответьте на вопросы. Расставьте ударения.
1) Сколько человек у вас в группе? 2) Сколько столов в вашей аудитории?  3) Сколько столов и стульев в вашем доме? 4) Сколько стоит эта книга?   5) Сколько минут длится лекция? 6) Сколько месяцев в году? 7) За сколько часов можно доехать до Чёрного моря на машине?

Упражнение 3
Составьте словосочетания числительных с существительными, заключёнными в скобках.
1) 1, 2, 3, 4. 5, 20, 35, 46, 100 (студент).
2) 1, 2, 3, 4. 5, 20, 35, 46, 100 (студентка).
3) 1, 2, 3, 4. 5, 20, 35, 46, 100 (ведро).

Текст
Мечта
          Остановилась Лужица посреди дороги и ждёт, чтобы на неё обратили внимание. Прежде всего её, конечно, нанесут на карту. Лужица будет выглядеть на карте неплохо – у неё такие ровные берега ! Вот здесь, на этом берегу, наверно, построят санаторий. На том берегу – порт или ещё что-нибудь. Да, кстати, почему в неё никто не впадает ?
Размечталась Лужица – и это понятно: каждому хочется найти себя в жизни. Но теперь Лужица себя не найдёт. Она так воспарилась в мечтах, что на земле от неё только сухое место осталось.
(по Ф.Кривину)

Тесты
Задание 1
Ответьте на вопросы, используя текст.
1. Где остановилась Лужица ?
2. Чего ждёт Лужица ?
3. О чём мечтает Лужица ?
4. Почему размечталась Лужица ?
5. Что случилось с Лужицей и почему ?

Задание 2
Слова, заключённые в скобках, поставьте в нужном падеже.
1. Мои родители четыре года жили под (Москва). 2. На (улица) растут высокие платаны. 3. Катер плыл по (река). 4. За (окна) замелькали высокие платаны. 5. Собака лежала на (земля) возле (конура).
Ключ к заданию 2
1 – Москвой; 2 –  улице; 3 – реке; 4 – окнами; 5 – земле, конуры.

Словарь к тексту
мечта — ოცნება
обратить внимание — ყურადღების მიქცევა
нанести на карту — რუკაზე აღნიშვნა
ровные берега — სწორი ნაპირები
порт — ნავსადგური
впадать — შერთვა, შედინება
размечтаться — ოცნებობა
найти себя в жизни — ცხოვრებაში საკუთარი ადგილის პოვნა
воспариться в мечтах — ოცნებებში ფრენა, აქ: აორთქლება
сухое место — მშრალი ადგილი


Комментариев нет:

Отправить комментарий