Урок 20. Склонение личных местоимений
07.03.2012
Падеж
Именительный (1-е л., ед. ч.) – я; (1-е л., мн. ч.) – мы
Родительный (1-е л., ед. ч.) – меня; (1-е л., мн. ч.) – нас
Дательный (1-е л., ед. ч.) – мне; (1-е л., мн. ч.) – нам
Винительный (1-е л., ед. ч.) – меня; (1-е л., мн. ч.) – нас
Творительный (1-е л., ед. ч.) – мной –(ою); (1-е л., мн. ч.) –нами
Предложный (1-е л., ед. ч.) – обо мне; (1-е л., мн. ч.) – о нас
Падеж
Именительный (2-е л., ед. ч.) – ты; (2-е л., мн. ч.) – вы
Родительный (2-е л., ед. ч.) – тебя; (2-е л., мн. ч.) – вас
Дательный (2-е л., ед. ч.) – тебе
Винительный (2-е л., ед. ч.) – вас
Творительный (2-е л., ед. ч.) – тобой
Предложный (2-е л., ед. ч.) – о вас
Падеж
Именительный (3-е л., ед. ч.) – он, оно (м. и ср.род); она (ж.род)
Родительный (3-е л., ед. ч.) – его (м. и ср.род); её (ж.род)
Дательный (3-е л., ед. ч.) – ему (м. и ср.род); ей (ж.род)
Винительный (3-е л., ед. ч.) – его (м. и ср.род); ей (ж.род)
Творительный (3-е л., ед. ч.) – им (м. и ср.род); ею (ж.род)
Предложный (3-е л., ед. ч.) – о нём (м. и ср.род); о ней (ж.род)
Падеж
Именительный (3-е л., мн. ч.) – они
Родительный (3-е л., мн. ч.) – их
Дательный (3-е л., мн. ч.) – им
Винительный (3-е л., мн. ч.) – их
Творительный (3-е л., мн. ч.) – ими
Предложный (3-е л., мн. ч.) – о них
Упражнение 1. Местоимения, взятые в скобки, поставьте в нужном падеже.
1. Брат внимательно посмотрел на (она). 2. Впереди была река. Мы переплыли через (она). 3. Бабушка рассказала (они) интересную сказку. 4. Вся группа надеется на (мы). 5. Отец накинул пальто на (я).
Упражнение 2. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.
1. Охотник выстрелил в зайца. 2. Вчера я видел преподавателя. 3. Мы обижены на сестру. 4. Брат налил воду в ведро. 5. Мы сели на лавку отдохнуть. 6. Преподаватель спрашивает ученика.
Запомните:
1. Формы родительного падежа личных местоимений его, её, их совпадают с формами 3-го лица притяжательных местоимений: Я вижу его (её, их). Я вижу его книгу (её книгу, их книгу).
2. После предлогов к личных местоимениям 3-го лица прибавляется н: был у него (у неё, у них), но: был у его дома (у её дома, у их дома).
Текст
Город
Мой город расположен в очень живописном месте. Здесь много красивых улиц, домов. Улицы моего города утопают в зелени. Большие красивые здания — главная достопримечательность города. Среди зданий особо выделяются учреждения, музеи, учебные заведения, культурные центры. Город представлен новой и старой частью.
Старая часть города — это старинные дома, узкие улицы, маленькие магазины. Новая часть города — современные многоэтажные здания, учебные заведения, торговые центры.
На улицах города много автобусов, троллейбусов, машин. В городе есть и метро, которое представляет собой самый быстрый и удобный вид транспорта. Каждый день люди пользуются его услугами. Сегодня трудно представить жизнь большого города без метро.
В парках и садах города люди отдыхают, проводят свой досуг, развлекают детей. Здесь особенно многолюдно в воскресенье и праздничные дни.
Тесты
Задание 1
Выпишите из текста «Город» определения вместе с существительными.
Задание 2
Составьте предложения.
Расположить (где?), утопать (в чём?), представить (что?), ездить (на чём?), пользоваться (чем?), развлекать (кого?).
Задание 3
К данным существительным подберите определения, выраженные прилагательными, местоимениями и порядковыми числительными.
Город, улица, дом, здание, часть, учреждение, магазин, заведение, центр, транспорт, метро, парк, день.
Словарь к тексту
расположен (где?) — განლაგებული
живописное (что?) — მშვენიერი
утопать (в чём?) — აქ: ჩაფლობა
достопримечательность (чего?) — ღირსშესანიშნაობა
центр (какой?) — ცენტრი
здания (какие?) — შენობები
транспорт (какой?) — ტრანსპორტი
развлекать (кого?) — გართობა
пользоваться (чем?) — სარგებლობა
отдыхать (где? с кем?) — დასვენება
дни (какие?) — დღეები
представлять собой (что?) — წარმოადგენს
Комментариев нет:
Отправить комментарий