среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 63. Образование причастий



Урок 63. Образование причастий

Действительные причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида путём прибавления к основе настоящего времени суффиксов –ущ-, -ющ- (для первого спряжения) или  -ащ-, -ящ- (для второго спряжения) плюс родовые окончания прилагательного:
пиш-ут  –  пиш-ущ-ий (пишущая, пишущее, пишущие),
зна-ют  –  зна-ющ-ий (знающая, знающее, знающие),
стуч-ат  –  стуч-ащ-ий (стучащая, стучащее, стучащие),
стро-ят  –  стро-ящ-ий (строящая, строящее, строящие).
Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида путём прибавления к основе прошедшего времени суффикса -вш- (после гласного) или -ш- (после согласного) плюс родовые окончания прилагательного: писа-л (несов.) – писа-вш-ий, написа-л (сов.) – написа-вш-ий, вёз (несов.) – вёз-ш-ий, привёз (сов.) – привёз-ш-ий.
Действительные причастия изменяются по родам и склоняются по типу прилагательных.
Например: Это был ученик, приехавший из Киева; Это тетрадь ученицы, приехавшей из Киева; Я беседовал с учеником, приехавшим из Киева.
Причастия, образованные от глаголов на -ся, сохраняют постфикс: объединять-объединя-ющ-ий, объединя-вш-ий; объединяться — объединя-ющ-ий-ся, объединя-вш-ий-ся.
Запомните:
Причастия прошедшего времени: умереть — умер-ш-ий, вести — вед-ш-ий, идти — шед-ш-ий.

Упражнение 1
Образуйте действительные причастия настоящего времени. Расставьте ударения.
Работать, овладевать, изучать, отвечать, знать, иметь, считать, защищать; говорить, строить, просить, любить; учиться, трудиться, строиться, стремиться, находиться; делаться, встречаться, заниматься, изменяться, начинаться.

Упражнение 2
Образуйте действительные причастия прошедшего времени.
Думать, работать, иметь, видеть, любить, жить, изучить, стоять, привезти, отвезти.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида путём прибавления к основе настоящего времени суффикса -ем- (для первого спряжения) или -им- (для второго спряжения) плюс родовые окончания прилагательного:
чита-ем  –  чита-ем-ый (читаемая, читаемое, читаемые),
вид-им  –  вид-им-ый (видимая, видимое, видимые).
От многих переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, от беречь, бить, брить, гнуть, греть, держать, жарить, мерить, мыть, мять, пить, топить, чистить, шить и т.п.).
Запомните:
Страдательные причастия настоящего времени от глаголов с суффиксом -ва- после корней да-, зна- образуются от основы неопределённой формы глагола: давать (даём) — даваемый, признавать — (признаём) — признаваемый.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида путём прибавления к основе прошедшего времени суффиксов -нн--енн--т- плюс родовые окончания прилагательного: чита-л – чита-нн-ый, принес – принес-ённ-ый, закры-л – закры-т-ый. Суффикс -л- заменяется суффиксами -нн- или -т-. Например: увиденный, прочитанный, закрытый, принесённый, вытертый.
Страдательные причастия изменяются по родам и падежам. Например: Я узнал много интересного из романа, переведённого моим другом; Я узнал много интересного из книги, переведённой моей подругой.
Запомните:
1. От глаголов несовершенного вида страдательные причастия прошедшего времени не образуются, за исключением виденный, слышанный, читанный.
2. От глаголов пить, брать, ждать, писать и некоторых других страдательные причастия не образуются.
Суффикс -нн- присоединяется к основам прошедшего времени, оканчивающимся на гласный а,я, иногда е: написа-л – написа-нн-ый, посея-л – посея-нн-ый, увиде-л – увиде-нн-ый, рассмотре-л – рассмотре-нн-ый.
Суффикс -енн- (или -ённ-) присоединяется к основам, оканчивающимся на согласный (пример см. выше) или на гласный , который выпадает (при этом происходит чередование конечных согласных основы, аналогичное чередованиям при образовании 1-го л. настоящего или будущего простого времени): купи-л – купл-енн-ый (ср.куплю), спроси-л – спрош-енн-ый (ср. спрошу).
Суффикс -т- присоединяется к основам глаголов, оканчивающихся в неопределённой форме на -нуть, -оть, -ереть, и к односложным основам (приставка не учитывается): выну-л (от вынуть) – выну-т-ый, коло-л (от колоть) – коло-т-ый, вытер (от вытереть) – вытер-т-ый, би-л (от бить) – бы-т-ый (аналогично: прибитый, разбитый).
Наиболее употребительны страдательные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида.
Причастия склоняются как полные прилагательные: действительные причастия склоняются по образцу прилагательных с основой на щ,ш (например, общий, хороший), страдательные причастия – по образцу прилагательных с основой на твёрдый согласный (например, новый): читающ-ий, читающ-его…, читавш-ий, читавш-его…, читанн-ый, читанн-ого и т.д.

Упражнение 3
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени. Расставьте ударения.
1 спряжение:       изучать, осуществлять, выполнять, объединять, распространять, рекомендовать, выпускать.
2 спряжение: переводить, ввозить, руководить, приносить, любить.

Упражнение 4
Раскройте скобки. Расставьте ударения.
1) Я получил письмо от брата, (уехавший) в Россию.
2) В лесу были дети, (собиравший) грибы.
3) Они осмотрели музей, (находившийся) в центре города.
4) Мы поехали к другу, (живущий) в общежитии.
5) Учащиеся, (занимающийся) спортом, уехали на соревнования.

Упражнение 5
От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.
Услышать, сломать, увидеть, просмотреть, привлечь, подстричь, отпереть, стереть, осветить, захватить, выкрасить, пришить, вырыть, забыть, высчитать, создать, открыть.

Упражнение 6
От данных глаголов образуйте возможные причастия.
Отравить, осудить, отправить, победить, бегать, дать, водить, говорить, создавать, вычислять, прожить, забить, раздуть, указать, купить, раздобыть, организовать, начать, вымазать, осветить.

Текст
Как Динозавр закопал себя вдали от цивилизации
Мы лежали на траве, перед нами была речка, за нами — горы, над нами — небо, и я сказал:
— Значит, так тебя никуда и не тянет?
— Нет, — сказал Динозавр. — Не всё ли равно, где вымирать?
У него были какие-то грустные глаза. Видимо, он понимал, что живёт в Мезозойскую эру. А может, он вообще ничего не понимал.
Он лежал и смотрел на реку, которая  была полна его отражением. Когда смотришь некоторое время на реку, в голову приходят печальные мысли, быть может, потому, что все реки текут сверху вниз.
— Удивительное дело, — сказал я. — Я знаю тебя много миллионов  лет, и из них ты ни дня не провёл  по-настоящему. Ну отчего бы тебе чем-нибудь не заняться, не изобрести что-нибудь, например, паровоз?
— А, — сказал Динозавр, — всё равно вымирать!
Жизнь на земле была ещё совсем не налажена. Вокруг, насколько хватало  глаз, не было ни одного населённого пункта, ни одного дорожного указателя, который бы куда-нибудь указывал путь.
— И всё-таки, — сказал я, — здесь тоже можно что-то придумать. Проложить дорогу, поставить дорожный знак и так постепенно прийти к цивилизации.
Динозавр сунул голову в речку и похлебал воды.
— Выдумываешь ты всё, — сказал он. — Нет, чтоб спокойно полежать на траве…
Мы лежали на траве. Перед нами была речка, за нами — горы, над нами — небо. И я сказал:
— Если эту речку повернуть куда-нибудь, а гору перенести откуда-нибудь и потом проложить между ними дорогу где-нибудь.
— Зачем? — спросил Динозавр. — Ведь всё равно вымирать…
Вверху над нами пролетел Птеродактиль. Он легко рассекал воздух крыльями и кого-то высматривал на земле, — возможно, нас с Динозавром. Когда он летел, он был похож на бабочку. Потом он сел на вершину и стал похож на орла.
— Летает, — сказал я.
— Летает, — сказал Динозавр. — Подумаешь…
И тут я понял, что он никогда не изобретёт паровоза, не проложит дороги и даже не поставит указателя, по которому другие могли бы прийти к цивилизации. Я понял, что он так и закопает себя здесь — до тех дней, когда его кто-нибудь  обнаружит в раскопках.
Можно жить в Мезозойскую эру и всё-таки не быть динозавром…
Я сунул голову в речку и похлебал воды.

(По Ф.Кривину)

Тесты
Задание 1
Подберите существительные к прилагательным:
дорожное, населённый, удивительная, печальное, грустный.

Задание 2
Придумайте предложения со словосочетаниями земная цивилизацияцивилизованный человек.

Задание 3
Обратите внимание на способ образования следующих наречий:
по-настоящему, по-прежнему, по-видимому, по-старому и т.п.

Словарь к тексту
закопать (кого?) — ჩამარხვა, ჩაფვლა
изобретать (что?) — გამოგონება
отражение — ანარეკლი
указатель — მაჩვენებელი



Комментариев нет:

Отправить комментарий