среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 53. Окончания существительных в творительном падеже. Окончания прилагательных и местоимений в творительном падеже



Урок 53. Окончания существительных в творительном падеже. Окончания прилагательных и местоимений в творительном падеже

Окончания существительных в творительном падеже
Единственное число
Кем ? Чем?


Женский род
-ой, -ей, -ью
карта-картой
неделя-неделей
армия-армией
мысль-мыслью
ночь-ночью









Мужской род
-ом, -ем
завод-заводом
врач-врачом
автомобиль-автомобилем
слушатель-слушателем
музей-музеем
гений-гением








Средний род
-ом,-ем
государство-государством
поле-полем
здание-зданием
время-временем


Множественное число
Для всех родов
-ами   -ями
картами
неделями
армиями
мыслями
ночами
заводами
слушателями
музеями
автомобилями
гениями
врачами
государствами
полями
зданиями
временами

Запомните:
В творительном падеже единственного числа у существительных мужского и среднего рода после шипящих и ц под ударением бывает окончание -ом, а без ударения -ем; у существительных женского рода под ударением -ой, без ударения -ейврач — врачом, но: товарищ — товарищем, отец — отцом, но: плечо-плечом, свеча-свечой, кожа-кожей, овца-овцой,улица-улицей.
Упражнение 1
Раскройте скобки. Расставьте ударения.
1) Убедить (дело) легче, чем (слово). 2) Студентов накормили (обед), напоили (чай). 3) Врач заведовал (поликлиника). 4) Солдат жертвовал (жизнь) ради счастья людей. 5) Земля согревается (солнце). 6) Преподаватель руководил (кружок). 7) Детей надо растить с (любовь). 8) Мы восхищаемся (способность) ребенка. 9) К чаю подали хлеб с (масло). 10) Я говорил об этом с (гордость).

Окончания прилагательных в творительном падеже
Единственное число
Мужской и средний род
каким?
-ым
интересн-ым
докладом, временем




Женский род
какой?
-ой(-ою)
интересн-ой статьёй





Множественное число
Для всех родов
какими?
-ыми
интересн-ыми докладами, временами, статьями


Запомните:
В прилагательных с основой на шипящий (с ударением на основе) и на мягкий н вместо окончания -ой(-ою) пишется -ей(-ею)последней хорошей лекцией.
Окончания местоимений в творительном падеже
Единственное число
Мужской и средний род
Вопросительные — каким? чьим?
Притяжательные — моим, твоим, нашим, вашим, его
Указательные — этим, тем
Определительные — всем, самим, самым

Женский род
Вопросительные — какой? чьей?
Притяжательные — моей, твоей, нашей, вашей, её
Указательные — этой, той
Определительные — всей, самой, самой

Множественное число
Для всех родов
Вопросительные — какими? чьими?
Притяжательные — моими, твоими, нашими, вашими, их
Указательные — этими, теми
Определительные — всеми, самими, самыми

Упражнение 2
Раскройте скобки. Расставьте ударения.
1) Прекрасные произведения искусства созданы (музыканты). 2) Нужно дорожить (светлая память). 3) Орёл пролетел над (деревня). 4) Мой брат будет (агроном). 5) Я чищу костюм (щётка). 6) Мальчик ест суп (ложка). 7) Доску стирают (тряпка). 8) На доске пишут (мел). 9) Моего друга назначили (директор). 10) Скоро она станет (врач).

Упражнение 3
Ответьте на вопросы. Расставьте удраения.
1) Кем руководит директор? (большой завод). 2) Чем интересуется студент? (художественная литература). 3) Чем увлекается ваш товарищ? (русская музыка). 4) Чем вы занимаетесь в свободное время? (лыжный спорт). 5) Кем работает ваша сестра? (главный врач). 6) Какими языками вы владеете? (грузинский, русский). 7) Чем вы рисуете? (красный карандаш). 8) Чем вы болеете? (новый грипп).

Текст
С «красной строки»
Хотя начало этой заметки написано чёрными буквами, мы говорим, что оно дано с «красной строки».
Дело в том, что в прежние времена книг не было, а писали на длинных полосах  особо выделанной кожи, на пергаменте. Полосы сворачивали в толстые свитки. Знаков препинания (точек, запятых) тоже ещё не знали. Как же выделить  отдельные мысли, отдельные места в таком рукописном свитке ? Начинали новую историю с новой строки, а чтобы этот рассказ не спутать с другим, выделяли начальные буквы рисунком, яркими красками – золотыми, изумрудными и красными. Почему же говорят  непременно «красная строка» ? Да потому, что слово «красный» имело ещё и другое значение – красивый. Именно нарядную, разрисованную разными красками строку стали называть «красной».
(по М. Фридману)

Тесты
Задание 1
Вставьте вопросы куда ? где ?
1. … ты будешь завтра ?
2. … едет эта машина ?
3. Я не знаю, … они ездили вчера.
4. Я звонила тебе, … ты была ?
5. Мы хотим узнать, … летит этот самолёт.
6. Студенты интересовались, … проходят соревнования ?
А. куда; Б. где
Ключ к тесту
1 – Б; 2 – А; 3–А; 4 – Б; 5 – А; 6 – Б.

Задание 2
Допишите конец фразы.
1. Он решил начать … .
2. У нас нет … .
3. Я мечтаю … .
4. Мы довольны … .
5. Беседа шла  … .
6. Привыкаем  … .
А. к новой жизни; Б. новую жизнь; В. о новой жизни; Г. новой жизни; Д. новой жизнью.

Ключ к тесту
1 – Б; 2 – Г; 3 – В; 4 – Д; 5 – В; 6 – А.

Словарь к тексту
прежние времена — უწინ
длинный (-ая, -ое) — გრძელი
полоса — ზოლი
выделанная кожа — გამოყვანილი ტყავი
сворачивать — დახვევა
свитки — შეკვრა
знаки препинания — სასვენი ნიშნები
рукописный (-ая, -ое) — ხელნაწერი
не спутать с другим — სხვაში არ აერიოს
выделить — გამოყოფა
золото — ოქრო
изумруд — ზურმუხტი
нарядный (-ая, -ое) — მორთული
разрисовать — მოხატვა


Комментариев нет:

Отправить комментарий