среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 59. Степени сравнения прилагательных



Урок 59. Степени сравнения прилагательных

Качественные прилагательные имеют степени сравнения.
Положительная степень :
сильный, близкий

Сравнительная степень
Простая ( суффиксы: -ее,(-ей), -е ) :
сильн-ее (ей), ближ-е
Сложная (более…, менее…) :
более (менее) сильный, более (менее) близкий

Превосходная степень
Простая (суффиксы: -ейш-ий, -айш-ий; приставка: наи) :
сильн-ейш-ий, наи-сильн-ейший; ближ-айш-ий, наи-ближ-айш-ий
Сложная (самый…) :
самый сильный, самый близкий

Запомните:
1. При образовании сравнительной степени у прилагательных с основой на г, к, х, д, т, стперед суффиксом  происходит чередование согласных (яркий — ярче, простой — проще), а несколько прилагательных образуют сравнительную степень от других слов (хороший — лучше, плохой — хуже).
2. Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются: Брат старше сестры. В сложной сравнительной степени прилагательные в сочетании со словамиболее, менее согласуются с существительными в роде, числе и падеже: Это более трудный вопрос. Сегодня менее интересная лекция. Следующие упражнения будут более сложными.
3. Прилагательные в простой сравнительной степени в предложении обычно бывают сказуемыми. Эти сказуемые могут иметь при себе дополнения в родительном падеже без предлога: Мой брат старше меня. Вместо этих дополнений можно употребить синонимичные сравнительные обороты со словом чемЛетний день длиннее, чем зимний.

Упражнение
Дополнения в родительном падеже замените сравнительным оборотом со словом чем. Расставьте ударения.
1) Водород легче воздуха. 2) Волга длиннее Днепра. 3) Брат энергичнее сестры. 4) Летний день длиннее зимнего.

Текст
Листопад
Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошёл кругом всей поляны от берёзы к берёзе. Вот он остановился, прислушался … Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц; всё ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадётся. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.
(М.Пришвин)

Тесты

Задание 1

Составьте предложения со следующими неопределёнными местоимениями и наречиями.

Кто-то, что-то, кто-то тз студентов, где-то вдали, чьи-то ботинки, какой-то рослый парень.

–  Ко мне кто-нибудь приходил?
–  Да, кто-то приходил.

Справка:
Конструкции с неопределёнными местоимениями и наречиями с частицей          -нибудь (-либо) употребляются для выражения лица, предмета, который может быть выбран из числа подобных. В грузинском языке им соответствуют неопределённые местоимения и наречия с частицей -მე: ვინმე, სადმე.

Задание 2
Употребите местоимения, стоящие в скобках, в нужном падеже.

1. Ты отдал (кто-нибудь) мой учебник по литературе ? 2. Давай поговорим (что-нибудь). 3. Ты уже сказал (кто-нибудь) об этом ? 4. Он всегда берёт (чья-нибудь) тетрадь. 5. Принесите (какая-нибудь) книгу.

Многие студенты занимаются спортом.
В нашей библиотеке много книг.


Справка:
Конструкции неопределённые местоимения (некоторые, многие) + существительное во множественном числе и наречия со значением неопределённого количества существительное в родительном падеже множественного числа употребляются для выражения неопределённого количества.

Словарь к тексту
густой (-ая, -ое) — ხშირი
поляна — მინდორი
шептаться — ერთმანეთში ჩურჩული
крадётся — მიეპარება
трусливый (-ая, -ое) — მშიშარა
храбрость — მამაცობა


Комментариев нет:

Отправить комментарий