среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 86. Выражение причины и следствия



Урок 86. Выражение причины и следствия

Причину действия выражают следующие предложно-падежные  формы: родительный падеж с предлогами из, из-за, от, под влиянием, под действием, вследствие, в результате; дательный падеж с предлогами благодаря, по (выделенные предложно-падежные формы являются общеупотребительными, остальные употребляются преимущественно в научной и официальной речи).
Конструкция из-за + родительный падеж используется для выражения мешающей причины, от + родительный падеж – для выражения внешней, не зависящей от нас причины непроизвольного действия, из + родительный падеж – для выражения причины внутренней.
Конструкция с предлогом благодаря используется для выражения причины, помогающей действию. Эта конструкция эквивалентна следующим двум конструкциям в грузинском языке:
1. ნათესაობითი + წყალობით: დახმარების წყალობით.
2. მოქმედებითი:                        დახმარებით
Конструкции с предлогом по в грузинском соответствуют:
1. მოქმედებითი: შეცდომით, ახალგაზრდობით.
2. ნათესაობითი + გამო: ავადმყოფობის გამო.
Для выражения причины употребляется придаточное предложение с общеупотребительными союзами потому что, так как, оттого что, из-за того что, а также с союзами, употребляющимися преимущественно в научной речи: благодаря тому что, вследствие того что, в результате того что, в силу того что, ввиду того что. Придаточное предложение с союзом потому что не может стоять перед главным предложением.

Придаточные предложения с союзами потому что и так как могут быть заменены деепричастным оборотом, если в главном и придаточном предложении одно и то же действующее лицо.
Он много занимался, поэтому хорошо сдал экзамены.
Для выражения следствия употребляется придаточное предложение с союзом поэтому (и потому), а также с союзами благодаря чему, вследствие чего, в результате чего, в силу чего.
В научной речи для выражения причины и следствия употребляются конструкции с предлогами вследствие, в результате, ввиду и союзами вследствие того что; в результате того что; в силу того что; ввиду того что. Им соответствует придаточное предложение следствия с союзами вследствие этого, в результате чего, в силу чего и т.д.

Упражнение 1
Запомните следующие предложно-падежные формы, составьте с ними предложения.
Из уважения, из принципа, из любви, из скромности; от страха, от радости, от счастья, от горя.

Упражнение 2
Вставьте вместо точек предлоги благодаря или из-за. Употребите слова из скобок в нужном падеже.
1. Я сделал уроки очень быстро … (помощь) друга. 2. … (сильный мороз) земляные работы были временно прекращены. 3. … (помощь) авиации найдено много древних городов и поселений. 4. … (работа) ученых стали возможны новые успехи в науке. 5. Они не пришли в театр … (болезнь) мальчика. 6. … (плохая организация труда) работа не была выполнена в срок.

Упражнение 3
Составьте предложения со следующими предложно-падежными формами.
По привычке, по просьбе, по неопытности, по болезни, по решению, по наивности, по молодости, по рассеянности.

Упражнение 4
Из двух простых предложений составьте одно сложное с союзом поэтому.
1. Гиви много занимается. Он хорошо говорит по-русски. 2. Сегодня он встал поздно. Он опоздал на лекцию. 3. Я занята. Я не могу идти в театр. 4. У первокурсников не хватало теоретических знаний. Они не могли выполнить эту лабораторную работу. 5. Данные оказались неточными. Опыт пришлось повторить.

Упражнение 5
Слова из скобок употребите в нужном падеже с предлогом.
1. Дрожит … (ветер) торчащий из-под снега стебель. 2. … (обилие) зелени участок кажется большим. 3. Сердце дрогнуло … (страх). 4. Опустила глаза … (неловкость). 5. Поддакивал собеседнику … (вежливость). 6. Нельзя проехать к городу … (снежные заносы).

Упражнение 6
Замените придаточные причины деепричастным оборотом.
1. Мы пошли в театр, так как надеялись увидеть интересную постановку. 2. Друзья были очень заняты, потому что готовились к экзаменам. 3. Преподаватель дал нам задание из раздела «Синтаксис», так как знал, что мы интересуемся именно этим разделом.

Упражнение 7
Ответьте на вопросы, используя предложения из скобок.
1. Почему за полярным кругом несколько месяцев не происходит смена дня и ночи? (Солнце не заходит за горизонт).
2. В результате чего удалось ученым «увидеть» обратную сторону Луны? (Были сделаны фотографии).
3. Вследствие чего появилась возможность исследовать космос? (Были созданы космические ракеты)

Упражнение 8
Докончите предложения.
1. Я был занят вчера, поэтому … .
2. Целый день лил дождь, и потому … .
3. У него нет еще опыта, поэтому … .
4. Мне хочется отдохнуть, потому что … .
5. Надо встать рано утром, так как … .

Упражнение 9
Используя слова из скобок и конструкции благодаря чему, из-за чего, ответьте на вопросы.
1. Благодаря чему грузинские ученые смогли решить сложнейшие проблемы археологии? (блестящий талант, большая творческая смелость, редкая целеустремленность).
2. Почему молодому ученому удалось создать новое направление в науке? (глубокая научная интуиция).
3. Почему эксперимент был отложен? (отсутствие необходимых данных).

Упражнение 10
Составьте предложения, используя средства связи сложноподчиненных  предложений с придаточными причины и следствия.
Потому что                                                поэтому
вследствие того что                                   благодаря чему
в результате того что                                в связи с чем
в связи с тем что                                        вследствие чего
ввиду того что
в силу того что
благодаря тому что

Текст
О том, как я видел Толстого на пароходе «Св. Николай»
Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел Пушкина. У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущенный тем вниманием, которое ему оказывало общество. Уверяю вас, что на этого человека я глядел, как на чудо. Пройдет лет пятьдесят — шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит бог его дни!), будут также глядеть, как на чудо. И потому я считаю не лишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого.
Сергей Яковлевич Елпатьевский предупредил меня, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. Ясно помню чудесное утро, веселый ветер, море — беспокойное, сверкающее — и пароход «Святой Николай», куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича. Он приехал в двуконном экипаже с поднятым верхом. Коляска остановилась. И вот из коляски показалась старческая нога в высоком болотном сапоге, ища подножки, потом медленно, по-старчески, вышел он. На нем было коротковатое драповое пальто, высокие сапоги, подержанная шляпа котелком. И этот костюм, вместе с седыми иззелена волосами и длинной струящейся бородой, производил смешное и трогательное впечатление. Он был похож на старого еврея, из тех, которые так часто встречаются на юго-западе России.
Меня ему представили. Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. Помню его утомленный, старческий, тонкий голос. И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъем лебедки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе. Здесь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской прическе за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошел на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, потертые дьяконы, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нем никакого представления. Он шел, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: «Се бо идет царь славы». И не мог я также не припомнить милого рассказа моей матери, старинной, убежденной москвички, о том, как Толстой идет где-то по одному из московских переулков, зимним погожим вечером, и как все идущие навстречу снимают перед ним шляпы и шапки, в знак добровольного преклонения. И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, — это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.
Потом прошло еще пять минут. Приехали новые знакомые Льва Николаевича, и я увидел нового Толстого — Толстого, который чуть-чуть кокетничал. Ему вдруг сделалось тридцать лет: твердый голос, ясный взгляд, светские манеры. С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот: — Вы знаете, я на днях был болен. Приехала какая-то депутация, кажется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представлялись мне, проходя пред окном… и вот… Может, вы помните у меня в «Плодах просвещения» толстую барыню? Может быть, читали? Так вот она подходит и говорит: «Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу…» Я уже вижу по ее глазам, что она ничего не читала моего. Я спрашиваю: «Что же вам особенно понравилось?» Молчит. Кто-то ей шепчет сзади: «Война и мир», «Детство и отрочество»… Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: «Ах да… Детство отрока… Военный мир… и другие…»
В это время пришли какие-то англичане, и вот я опять увидал нового Толстого, выдержанного, корректного, европейского аристократа, очень спокойного, щеголявшего безукоризненным английским произношением.
Вот впечатление, которое вынес я от этого человека в течение десяти — пятнадцати минут. Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он так же был бы неуловим. Но я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей — это жить в то время, когда живет этот удивительный человек. Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном русском языке. Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и суку Милку, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и «круглого» Платона Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков вместе с очаровательным дядей Брошкой, от которого так уютно пахло немножко кровью, немножко табаком и чихирем, — что этот многообразный человек, таинственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться — есть истинный, радостно признанный властитель. И что власть его — подобная творческой власти бога — останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете.
Вот приблизительно и все, что я успел продумать и перечувствовать между вторым и третьим звонком, пока отвалил от ялтинской пристани тяжелый, неуклюжий грузовой пароход «Св. Николай».
Вспоминаю еще одну маленькую, смешную и трогательную подробность.
Когда я сбегал со сходен, мне встретился капитан парохода, совсем незнакомый мне человек.
Я спросил:
— А вы знаете, кого вы везете?
И вот я увидел, как сразу просияло его лицо в крепкой радостной улыбке, и, быстро пожав мою руку (так как ему было некогда), он крикнул:
— Конечно, Толстого!
И это имя было как будто какое-то магическое объединяющее слово, одинаково понятное на всех долготах и широтах земного шара.
Конечно, Льва Толстого!
От всей полноты любящей и благодарной души желаю ему многих лет здоровой, прекрасной жизни. Пусть, как добрый хозяин, взрастивший роскошный сад на пользу и радость всему человечеству, будет он долго-долго на своем царственном закате созерцать золотые плоды — труды рук своих.
(А.И.Куприн)
Тесты
Задание 1
Выпишите из текста глаголы движения, составьте с ними предложения.

Задание 2
Найдите антонимы к словам.
веселый, беспокойный, понятный, по-старчески, старый, большой, холодный.

Задание 3
Выпишите из словаря все значения глаголов представить, принять, читать и подберите к каждому значению антонимы.

Задание 4
Продолжите ряд слов, сочетающихся со словом читатель.
Постоянный, средний, массовый, (не) подготовленный, широкий, сельский, зарубежный, … читатель; читатель какой-либо газеты, … ; какие-либо слои, круг, оценки, отклики, симпатии, встречи … , читателей; заинтересовать, заинтриговать, увлечь, оттолкнуть, … читателя.

Словарь к тексту
предупредить — გაფრთხილება
сверкающий — მბრწყინავი
подержанный — ნახმარი
трогательный — ამაღელვებელი
растерян — დაბნეულია
утомленный — დაღლილი
зрачок — გუგა
почтение — მოწიწება
преклонение — თაყვანისცემა
бессмертный — უკვდავი

Повторение
Запомните
Причастие
Причастия нет в грузинском языке. В русском языке причастие обозначает признак предмета, через производимое им действие (აღნიშნავს საგნის თვისებას მის მიერ ნაწარმოები მოქმედების საშუალებით).
Студент, читающий книгу, сидит у окна.
Студент, пишущий письмо, сидит у окна.
Какой? (Что делающий?) студент – читающий, пишущий.
Для сравнения: Способный студент сидит в библиотеке (Какой? – Это его постоянный признак).
1. ნიჭიერი სტუდენტი ზის ბიბლიოთეკაში (მისი მუდმივი თვისება).
2. სტუდენტი, რომელიც კითხულობს წიგნს, ფანჯარასთან ზის.
3. სტუდენტი, რომელიც წერილს წერს, ფანჯარასთან ზის.
Причастие промежуточная (შუალედური) категория между глаголом и прилагательным. Как глагол, причастие имеет вид, время, залог. Как прилагательное, оно имеет род, число, падеж.
დაიმახსოვრეთ მოდელები, რომლებშიც გამოყენებულია ეს კატეგორია:
1. На скамейке сидел читающий студент.
სკამზე იჯდა სტუდენტი, რომელიც კითხულობდა.
2. Он стоит около читающего студента.
ის დგას სტუდენტთან, რომელიც კითხულობს.
3. Он подходит к читающей студентке.
ის მიუახლოვდა სტუდენტ გოგონას, რომელიც კითხულობს.
4. Он смотрит на читающего студента.
ის უყურებს სტუდენტს, რომელიც კითხულობს.
5. Он сидит рядом с читающей студенткой.
ის ზის სტუდენტ გოგონასთან, რომელიც კითხულობს.
6. Он говорит о читающих студентах.
ის ლაპარაკობს სტუდენტებზე, რომლებიც კითხულობენ


Комментариев нет:

Отправить комментарий