Урок 78. Выражение переходности и непереходности действия. Действительный и страдательный обороты речи
04.07.2012
Мальчик пишет письмо.
Девочка одевает брата.
Она очень любит эту книгу.
В двусоставном предложении с переходным глаголом обязательно имеется дополнение в винительном падеже без предлога. Такое дополнение называется прямым.
При переходных глаголах с отрицательной частицей не вместо винительного употребляется родительный падеж. Он же используется при некоторых словах категории состояния, а также при глаголах желать, достигать, хотеть, ждать (неодушевленные существительные), искать (существительные абстрактного значения).
Девочка кипятит молоко.
Молоко кипит.
В обоих предложениях реализуется действительная конструкция. Обратите внимание на соответствие падежей. Глаголы в таких конструкциях обычно однокоренные.
Мать умывает сына.
Сын умывается.
Запомните некоторые глаголы, употребляющиеся с постфиксом -ся:
1) имеющие прямовозвратное значение: умываться, одеваться, мыться, бриться,причесываться;
2) имеющие взаимовозвратное значение: обниматься, целоваться, здороваться, встречаться,ссориться, договариваться;
3) имеющие общевозвратное значение: двигаться, ложиться, спускаться, подниматься,возвращаться, останавливаться, волноваться, сердиться, радоваться, начинаться, кончаться,продолжаться;
4) имеющие значение постоянного свойства: жечься (жжется), кусаться (кусается) и др.
Упражнение 1
Слова из скобок употребите в правильной форме.
1. – Доброе утро, Нино! Что ты делаешь на вокзале? Ты уезжаешь?
– Нет, я жду (прибытие) поезда. Приезжает моя тетя.
2. – Серго (ходить) в лес один. Не понимаю, что интересного в этих одиноких прогулках в глухом лесу?
– Современный человек ищет (общение) с природой. Тем более городской человек.
Упражнение 2
Составьте предложения, используя глаголы:
изменять (что?) – изменяться, повышать (что?) – повышаться, начинать (что?) – начинаться, кончать (что?) – кончаться, образовать (что?) – образоваться.
Упражнение 3
Закончите предложения. Употребите вместо точек нужную форму краткого страдательного причастия.
1. Вход в зрительный зал после третьего звонка … (воспретить). 2. Все участники конференции были заранее … (известить). 3. В романе «Евгений Онегин» … жизнь русского общества первой части XIX века (изобразить). 4. Некоторые стихи А.С.Пушкина не … (озаглавить). 5. На Пушкинский праздник были … известные писатели и поэты (пригласить).
Упражнение 4
Переведите на русский язык.
1. როგორ წარმოითქმის სიტყვა вода ? 2. სად ისმის მახვილი ? 3. როგორ არის ნაწარმოები სიტყვა перебежка ? 4. რა მორფემები გამოიყოფა სიტყვაში перебежка ? 5. როგორ წარმოითქმის უმახვილო ხმოვნები რუსულში ? 6. როგორ იბრუნვის არსებითი სახელი ? 7. როგორ იწარმოება ვნებითი გვარის მიმღეობა ?
Упражнение 5
Вместо точек поставьте подходящее по смыслу подлежащее.
1. … начинает урок с небольшой беседы. 2. … начинается в 7 часов вечера. 3. После перерыва … продолжались. 4. … продолжали работать над проектом. 5. Вчера … закончила свою работу.
Слова для справок: концерт, прения, преподаватель, конференция, архитекторы.
Упражнение 6
Замените страдательные обороты действительными.
1. Нашим университетом организуются международные симпозиумы. 2. Анатомия изучается студентами медицинского института. 3. Рабочими и инженерами создаются космические корабли. 4. Наш город часто посещается туристами. 5. Нашим клубом готовится большая фотовыставка.
Упражнение 7
Действительные обороты замените страдательными.
1. Рабочие вырыли несколько ям. 2. Студенты нашего факультета ежемесячно выпускают студенческий научный журнал. 3. Студенты проработали учебник. 4. Одна электрическая лампочка освещает всю квартиру. 5. Волны размывают берег. 6. Дипломаты разработали новый проект.
Текст
О русской иконе
Мы познакомились с Еленой в Москве. Она приехала из Италии, из небольшого городка Комо, расположенного на берегу одного из самых больших и красивых приальпийских озёр. Это город тысячелетней культуры, в котором прекрасно сочетаются природа и искусство, культура и экология, окружающая среда и история.
Елена приехала в Москву изучать русский язык. Она интересуется русской культурой. Особенно ей нравится древняя русская живопись. В одно из воскресений мы пошли с ней в Третьяковскую галерею. Елена хотела посмотреть коллекцию русских икон.
В отделе икон Елена долго стояла перед иконой, которую называют «Богоматерь Донская». В лице Богоматери нет ничего неясного, ничего необычного — и это придаёт Богоматери особую силу и уверенность.
Елена спросила меня, чем известна эта икона. Я рассказала ей всё, что знала об истории этой знаменитой иконы.
Летом 1380 года татаро-монголы пришли на русскую землю. Московский князь Дмитрий победил их на Куликовом поле, у реки Дон. Это было в субботу — в день Богоматери. После победы донские казаки подарили князю Дмитрию икону Богоматери. Самогокнязя после победы на Куликовом поле стали называть Дмитрием Донским, а икону — Богоматерью Донской.
На лице девы Марии тихая радость и земное счастье. Тема иконы — лирическая. Онапришла из Византии и стала одной из любимых тем у русских художников. Икона имеет две стороны. На одной стороне изображено «Умиление Богоматери», а на другой — «Успение Богоматери».
Икона Богоматери Донской связана с русской историей. Иван Грозный брал её с собой, когда пошёл войной против Казани (1552 г.). Потом икона попала в один из соборов Кремля.
В 1591 году большая армия Крымского ханства подошла к Москве. Сын Ивана Грозного, царь Фёдор, приказал пронести икону Донской Богоматери вокруг городских стен. Врагистали отходить от города.
В память об этом и в благодарность Божьей Матери на том месте, где она находилась во время боя, был основан Донской монастырь. Для монастыря было написано несколько вариантов Богоматери Донской.
Известно много и других исторических событий, в которых икона Донской Богоматери творила чудеса, поэтому её называли чудотворной. Прошло несколько веков, но до сих пор Русская церковь каждый год 19 августа отмечает праздник иконы Богоматери Донской.
Елена спросила меня об авторе иконы. К сожалению, имя автора неизвестно. Одниисторики предполагают, что Донскую Богоматерь написал Феофан Грек — художник из Византии, который работал с Андреем Рублёвым в Московском Кремле. Другие учёные предполагают, что автор иконы — неизвестный художник из Новгорода. У Феофана Грека были ученики в Москве и в Новгороде (70-е годы XIV века).
- Все ли русские люди понимают русскую икону? — спросила меня Елена.
- Почему вы задаёте мне этот вопрос? — удивилась я.
- Знаете, я недавно побывала на Измайловском рынке, где продаётся много икон и старинных вещей. Люди, которые продают иконы, и те, которые их покупают, ничего не могут рассказать об иконах. Иконы лежат на земле под дождём и снегом… — сказала Елена с сожалением.
- Да, Елена, понимаю вас. Икону знают образованные люди и верующие. Мы часто слышим от иностранцев, что русская икона — одно из богатств не только русской, но и мировой культуры. Когда-то французский художник Матисс, который приезжал в Россию в 1911 году, сказал, что русские не понимают, какими художественными богатствами они владеют. Да, иконы стали привычными для людей, традиционными вещами быта. Многие не знают, какую роль играли иконы в истории страны. У нас долгие годы росло равнодушие к старому, люди стали терять связь с прошлым страны. Мне трудно это объяснить вам, итальянке, что такое потеря исторической памяти… К сожалению, в настоящее время икона стала предметом наживы…
Но, Елена, посмотрите на тех людей, которые стоят рядом с нами, на их лица. Это те русские и нерусские, которым встреча с художественными произведениями прошлого времени приносит радость и успокоение.
Тесты
Задание 1
Составьте предложения по тексту. Расставьте ударения.
1) Познакомиться (с кем?). 2) Расположить (где?). 3) Сочетать (что? с чем?) 4) В отделе (чего?). 5) Спросить (кого?). 6) После победы (кого? над кем?). 7) Икона связана (с чем?). 8) Подойти (к чему?). 9) Приказать (кому? что?). 10) Побывать (где? с кем?).
Задание 2
Выпишите из текста прямую речь и переведите ее в косвенную. Расставьте ударения.
Задание 3
Выпишите из текста причастные обороты. Расставьте ударения.
Задание 4
К прилагательным подберите существительные во всех трех родах и составьте предложения. Расставьте ударения.
Русский, большой, красивый, необычный, лирический, верующий, художественный.
Задание 5
Из простых предложений составьте сложные предложения. Определите вид, расставьте ударения.
1) Было прекрасное летнее утро. Я и моя подруга ехали за город. 2) Елена приехала в Москву. Она хотела изучать русский язык. 3) Я рассказала ей всё. Я знала об истории этой иконы. 4) Иван Грозный брал икону с собой. Он пошёл войной против Казани. 5) Елена спросила меня об авторе. К сожалению, имя автора неизвестно.
Задание 6
Определите падежи в следующих словосочетаниях. Составьте с ними предложения и расставьте ударения.
Познакомиться (с кем?), расположен (где?), приехать (куда?), пойти (с кем? куда?), посмотреть (что?), стоять (где?), рассказать (кому? что?), прийти (откуда? куда?), спросить (кого? о чём?), предполагать (что?), понимать (что?), побывать (где? с кем?), принести (что? кому?).
Задание 7
Определите вид предложения. Расставьте ударения.
1) Ей нравится живопись 2) У нас долгие годы росло равнодушие к старому. 3) Для монастыря было написано несколько вариантов Богоматери Донской. 4) К сожалению, имя автора неизвестно. 5) На лице Девы Марии тихая радость и земное счастье.
Задание 8
Разберите предложение синтаксически. Сделайте его схему.
Когда-то французский художник Матисс, который приезжал в Россию в 1911 году, сказал, что русские не понимают, какими художественными богатствами они владеют.
Задание 9
Выделите из текста группы подлежащих и составьте с ними предложения. Расставьте ударения.
Задание 10
Выделите из текста группы сказуемых и составьте с ними предложения. Расставьте ударения.
Словарь к тексту
икона — ხატი
Богоматерь — ღვთისმშობელი
отходить — დახევა
верующий — მორწმუნე
равнодушие — გულგრილობა
нажива — სარფა
успокоение — დამშვიდება, დაწყნარება
Комментариев нет:
Отправить комментарий