среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 87. Выражение реального и нереального условия



Урок 87. Выражение реального и нереального условия

Если завтра будет хорошая погода, поедем в город.
Для выражения реального условия употребляется придаточное предложение с союзомесли и соотносительным словом то в главном предложении.

При нагревании тела расширяются.
Без помощи товарища я не выполню эту работу.
Реальное условие могут выражать и предложно-падежные формы: при + существительное в предложном падеже; без + существительное в родительном падеже;с + существительное в творительном падеже.

Сравните предложения:
Хотелось петь от радости.
Хотелось петь, потому что было радостно.
Первое предложение простое. В нем обстоятельство причины – от радости – является членом предложения.
Второе предложение сложноподчиненное с придаточным причины. Оно указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении.
Причину в простом предложении выражают следующие конструкции: 1. дательный падеж с предлогами благодаря, поБлагодаря вам я полюбила уроки русского языка. Он пропустил занятия по болезни;
2. родительный падеж с предлогами из-за, из, с, от. Например: Из-за дождя мы не поехали на экскурсию. Она ничего не сказала из вежливостиОт радости она засмеялась. С испугуон не мог сказать ни слова.

Упражнение 1
Замените деепричастные обороты придаточными условными предложениями.
1. Зная условие задачи, можно быстро найти правильное решение. 2. Исследуя проблему биологического действия радиоактивных излучений, можно получить важные сведения. 3. Проверив еще раз данные этого опыта, мы получим подтверждение интересного явления. 4. Имея хорошую карту, можно легко разработать маршрут. 5. Встретив сестру, мы вернулись домой.
Если бы вчера у меня было время, я с удовольствием пришел бы к вам.

Упражнение 2
Из двух простых предложений составьте одно с придаточным условия.
1. Дует сильный ветер. Волны заливают берег. 2. Цветы не поливают. Они засыхают. 3. Остановят машину. Остановится весь завод. 4. Вы придете ко мне. Я покажу вам библиотеку. 5. Завтра будет холодно. Мы не будем купаться.

Упражнение 3
Закончите предложения.
1. Студент хорошо ответил бы на экзамене, если бы … . 2. Он выполнил бы эту работу, если бы … . 3. Если бы мы поехали в Москву, то … . 4. Если бы он пришел на полчаса раньше, то … . 5. Если бы не было так холодно, то … .

Упражнение 4
Замените простые предложения сложноподчиненными с союзом если (бы).
1. При желании Алексей Яковлевич мог бы извлечь из тайников своей памяти ряд дополнительных сведений. 2. Я бы на вашем месте бросил живопись и занялся серьезно музыкой или чем-нибудь. 3. Без этого дождя весь урожай погиб бы. 4. При необходимости можно использовать спасательное оборудование.

Упражнение 5
Замените выделенные слова придаточными условия.
1. При тихой погоде на большом расстоянии слышны осторожные прыжки зайчика и белки. 2. В случае дождя спешите домой. 3. При бурном таянии снега река выходит из берегов.

Упражнение 6
Дополните предложения придаточными условия.
1. Может быть, я и не зашел бы в такое глухое место, если б … . 2. Мелких рыбёшек я выпускаю, если … . 3. Я никогда не узнал бы это место, если б … . 4. В лесу все просто и красиво, если … .

Текст
Памяти Чехова
…К молодым, начинающим писателям Чехов был неизменно участлив, внимателен и ласков. Никто от него не уходил подавленным его огромным талантом и собственной малозначительностью. Никому никогда не сказал он: «Делайте, как я, смотрите, как я поступаю». Если кто-нибудь в отчаянии жаловался ему: «Разве стоит писать, если на всю жизнь останешься «нашим молодым» и «подающим надежды», — он отвечал спокойно и серьезно:
- Не всем же, батенька, писать, как Толстой.
Внимательность его бывала иногда прямо трогательной. Один начинающий писатель приехал в Ялту и остановился где-то за Ауткой, на окраине города, наняв комнатушку в шумной и многочисленной греческой семье. Как-то он пожаловался Чехову, что в такой обстановке трудно писать, — и вот Чехов настоял на том, чтобы писатель непременно приходил к нему с утра и занимался у него внизу, рядом со столовой. «Вы будете писать внизу, а я вверху, — говорил он со своей очаровательной улыбкой. — И обедать будете также у меня. А когда кончите, непременно прочтите мне или, если уедете, пришлите хотя бы в корректуре».
Читал он удивительно много и всегда все помнил, и никого ни с кем не смешивал. Если авторы спрашивали его мнения, он всегда хвалил, и хвалил не для того, чтобы отвязаться, а потому, что знал, как жестоко подрезает слабые крылья резкая, хотя бы и справедливая критика и какую бодрость и надежду вливает иногда незначительная похвала. «Читал ваш рассказ. Чудесно написано», — говорил он в таких случаях грубоватым и задушевным голосом. Впрочем, при некотором доверии и более близком знакомстве, и в особенности по убедительной просьбе автора, он высказывался, хотя и с осторожными оговорками, но определеннее, пространнее и прямее. У меня хранятся два его письма, написанные одному и тому же беллетристу по поводу одной и той же повести. Вот выдержка из первого.
«Дорогой N, повесть получил и прочел, большое Вам спасибо. Повесть хороша, прочел я ее в один раз, как и предыдущую, и получил одинаковое удовольствие…»
Но так как автор не удовольствовался одной похвалой, то вскоре он получил от А.П. другое письмо:
«Вы хотите, чтобы я говорил только о недостатках, и этим ставите меня в затруднительное положение. В этой повести недостатков нет, и если можно не соглашаться, то лишь с особенностями ее, некоторыми. Например, героев своих, актеров, Вы трактуете по старинке, как трактовались они уже лет сто всеми писавшими о них — ничего нового. Во-вторых, в первой главе Вы заняты описанием наружностей — опять-таки по старинке, описанием, без которого можно обойтись. Пять определенно изображенных наружностей утомляют внимание и в конце концов теряют свою ценность. Бритые актеры похожи друг на друга, как ксендзы, и остаются похожими, как бы старательно Вы ни изображали их. В-третьих, грубоватый тон, излишества в изображении пьяных. Вот и все, что я могу Вам сказать в ответ на Ваш вопрос о недостатках; больше уж ничего придумать не могу».
К тем из писателей, с которыми у него возникала хоть какая-нибудь духовная связь, он всегда относился бережно и внимательно. Никогда он не упускал случая сообщить известие, которое, он знал, будет приятно или полезно.
«Дорогой N, — писал он одному знакомому, — сим извещаю Вас, что Вашу повесть читал Л.Н.Толстой и что она ему очень понравилась. Будьте добры, пошлите ему Вашу книжку по адресу: Кореиз, Таврич. губ., и в заглавии подчеркните рассказы, которые Вы находите лучшими, чтобы он, читая, начал с них. Или книжку пришлите мне, а я уж передам ему».
К пишущему эти строки он также проявил однажды милую любезность, сообщив письмом, что «в «Словаре русского языка», издаваемом Академией наук, в шестом выпуске второго тома, который (то есть выпуск) я сегодня получил, показались наконец и Вы. Так, на странице такой-то и т.д.».
Все это, конечно, мелочи, но в них сквозит так много участия и заботливости, что теперь, когда нет уже больше этого изумительного художника и прекрасного человека, его письма приобретают значение какой-то далекой, невозвратимой ласки.
- Пишите, пишите как можно больше, — говорил он начинающим беллетристам. — Не беда, если у вас не совсем выходит. Потом будет выходить лучше. А главное — не тратьте понапрасну молодости и упругости: теперь вам только и работать. Смотрите: вот вы пишете чудесно, а лексикон у вас маленький. Нужно набираться слов и оборотов, а для этого необходимо писать каждый день.
И он сам неустанно работал над собой, обогащая свой прелестный, разнообразный язык отовсюду: из разговоров, из словарей, из каталогов, из ученых сочинений, из священных книг. Запас слов у этого молчаливого человека был необычайно громаден.
(А.И.Куприн)


Тесты
Задание 1
Коротко изложите рассказ. Охарактеризуйте героя рассказа.

Задание 2
Выпишите из текста эпитеты, относящиеся к А.П.Чехову.

Задание 3
Воспользуйтесь вторым письмом как образцом и составьте аналогичное послание.

Задание 4
Составьте предложения со словосочетаниями: близкое знакомство (при близком знакомстве), удивительно много, духовная связь.

Задание 5
Выпишите из текста полные прилагательные и образуйте от них краткие. Составьте с ними словосочетания. Отметьте разницу.

Задание 6
Выпишите предложения с союзом если и замените в них союз.

Словарь к тексту
начинающий (-ая, -ее, -ие) — დამწყები
подавленный (-ая, -ое,-ые) — დათრგუნული
малозначительность — ნაკლები მნიშვნელობისა
очаровательный (-ая, -ое,-ые) — მომხიბლავი
отвязаться (от чего?) — თავიდან მოშორება
доверие — ნდობა
бережно — ფრთხილად
неустанно — დაუღალავად
участлив —  თანამგრძნობია

Повторение
Запомните
Деепричастие
Этой категории нет в грузинском языке. В русском языке оно обозначает добавочное действие (დამატებითი მოქმედება).
Он читает текст и выписывает слова.
ის კითხულობს ტექსტს და იწერს სიტყვებს.
Читая текст, он выписывает слова.
როდესაც ის ტექსტს კითხულობდა, სიტყვებსაც იწერდა.
კითხულობს რა ტექსტს, ის სიტყვებსაც იწერს.
Он прочитал текст и пошел в кино.
მან ტექსტი წაიკითხა და კინოში წავიდა.
Прочитав текст, он пошел в кино.
როდესაც მან ტექსტი წაიკითხა, ის კინოში წავიდა.
წაიკითხა რა ტექსტი, ის კინოში წავიდა.
Деепричастие имеет вид и время
1. Что делая? – читая, рисуя, думая
2. Что сделав? – прочитав, нарисовав, подумав



Комментариев нет:

Отправить комментарий