среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 43. Родительный падеж с предлогами



Урок 43. Родительный падеж с предлогами

Родительный падеж с предлогами употребляется для обозначения направления движения, места, времени.
1. Из: вышел из школы, выехал из города, выбежал из комнаты.
Предлог из противоположен по смыслу предлогу в с винительным падежом: Машина выехала из города. Машина въехала в город.
2. С(со): спустился с горы, взял книгу со стола.
Предлог с противоположен по смыслу предлогу на с винительным падежом: Студент приехал с Кавказа. Скоро он опять уедет на Кавказ.
Форма со употребляется перед сочетанием со: со стола, со всех сторон, со страху.
3. От и до: отошёл от стола, отъехал от города, дошёл до остановки, доехал до города. Сочетание предлогов от и до употребляется для обозначения расстояния между двумя пунктами: От Москвы до Киева.
4. Родительный падеж употребляется для обозначения места действия с   предлогами: у, близ, около, среди, вокруг, позади, впереди, внутри, возле,    напротив, посреди, мимо, вдоль: Стол стоит у окна. Остановка  автобуса около дома. Он прошёл мимо сада. Парк находится возле  школы.
5. Родительный падеж употребляется для обозначения времени действия с предлогами:с, до, после, в течение, во время, накануне и т.д.: Он ушёл с утра. Мы будем вас ждать до вечера. Мы работали в течение года.
Запомните:
Предлог в течение на конце имеет е. Существительное течение после предлога в — в конце имеет иВ течение дня, но в течении реки.

Упражнение 1
Раскройте скобки. Расставьте ударения.
1) Мой товарищ живёт около (университет). 2) Мы шли вдоль … (берег). 3) Я езжу в университет мимо (твой дом). 4) Пароход показался у … (мост). 5) Красивый сквер находится у … (вокзал). 6) Такси стоят у … (мой дом).

Упражнение 2
Ответьте на вопросы. Расставьте ударения.
1) Куда вошёл лектор? 2) Откуда вышел студент? 3) Куда вы ходили вчера? 4) Откуда вы вернулись вечером? 5) Куда вы положили книгу? 6) Откуда вы достали тетрадь? 7) Откуда вы идёте? 8) Куда пошла сестра? 9) Откуда он приехал? 10) Куда вы едете летом?

Упражнение 3
Допишите предложения. Расставьте ударения.
1) Я живу, еду, приехал … (Москва). 2) Он работает, доставляет до, вывозит с … (завод). 3) Туристы были, отправились, вернулись … (Крым). 4) Вчера мы были, вернулись … (театр).





Текст
Дыхание
          Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней отцветающей – и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя – и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше. Вот, пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, наполненного цветами, сыростью, свежестью. Пусть это – только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить !
Александр Солженицын

Тесты
Задание 1
Составьте предложения с данными словосочетаниями, используя текст.
Стоять под яблоней, втягивать воздух, открывать глаза, крохотный садик, слышать стрельбу, можно дышать.


Задание 2
Вставьте нужные слова.
1. Нам надо купить фрукты … .
2. Мы … … … .
А. на машине; Б. на рынке; В. едем; Г. едут; Д. на рынок; Е. пешком.
Ключ к тестам
1 – Б; 2 – В, А, Д.

3. Он должен ехать на вокзал … .
4. Летом я люблю ездить … .
5. На практику мы едем … .
Ж. на такси; З. в такси; И. с велосипедом; К. на велосипеде; Л. в поезде; М. на  поезде.
Ключ к тестам
3 – Ж; 4 – К; 5 – М.

Словарь к тексту
дыхание — სუნთქვა
брызгать — წინწკვლა
дух — აქ:სურნელი
ощущать — შეგრძნობა
втягивать — აქ: შესუნთქვა
воля — თავისუფლება
лишать — წართმევა
напоенный (-ая, -ое) — გაჟღენთილი
крохотный (-ая, -ое) — პაწია
сжатый (-ая, -ое) — შევიწროვებული, შეკუმშული


Комментариев нет:

Отправить комментарий