среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 88. Выражение цели



Урок 88. Выражение цели

Для проведения данного эксперимента нам понадобились стеклянные трубочки. Во избежание ошибок эксперимент был проведен повторно.
Предложно-падежные формы для + существительное в родительном падеже, во избежание + существительное в родительном падеже со значением цели отвечают на вопросы: зачем? для чего? с какой целью?
Конструкция «для + существительное в родительном падеже» имеет значение цели, если существительное, входящее в ее состав, является отглагольным и оканчивается на-ение, -ние: использование, уничтожение, подтверждение и т.д. Эту конструкцию можно заменить придаточным предложением цели с союзом для того чтобы.
Конструкция во избежание + существительное в родительном падеже употребляется только в официальной речи.

Студент пошел в библиотеку заниматься.
Инфинитив в значении цели (без союза чтобы) употребляется только после глаголов движения (кроме глаголов с приставками об- и до-), а также после глаголов послать, дать, взять, сесть, лечь, оставаться, положить, поставить, повесить. Во всех остальных случаях, а также если перед этими глаголами стоит отрицание, употребляется сложноподчиненное предложение с союзами чтобы, для того чтобы.
В грузинском языке инфинитиву цели соответствует наречие цели.
Конструкции с целью + инфинитив и в целях + отглагольное имя существительное в родительном падеже употребляются только в научной речи. Им в грузинском языке соответствует имя существительное в родительном падеже с послелогом -თვის или со словом მიზნით.

Придаточными цели называются такие предложения, которые указывают на цель того, о чем говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы зачем? с какой целью? Например: Ученый повторил опыт (зачем? с какой целью?), чтобы все могли убедиться в правильности его выводов.
Придаточное цели относится к сказуемому главного предложения и присоединяется к нему союзом чтобы (чтоб), которому в главном предложении могут соответствовать указательные слова зачем, для того, с тем. Например: Надо много трудиться для того, чтобы быть полезным Родине.
В придаточном цели сказуемое выражается обычно неопределенной формой глагола. Например: Каждому хочется радостно жить, чтобы учиться, расти и дружить.

Упражнение 1
Ответьте на следующие вопросы.
1. Вы хотите прочитать эту книгу? Вы хотите, чтобы я прочитал эту книгу? 2. Вы хотите позвонить товарищу? Вы хотите, чтобы я позвонил товарищу? 3. Вы хотите купить газету? Вы хотите, чтобы я купил вам газету? 4. Вы хотите помочь ей? Вы хотите, чтобы я помог ей?

Упражнение 2
Закончите предложения, присоединив к придаточным частям главные части.
1. Чтобы не отстать от товарищей, … . 2. Чтобы хорошенько отдохнуть перед началом занятий, … . 3. Чтобы Тамаз сразу увидел его, … . 4. … , чтобы больной отдохнул.

Упражнение 3
Поставьте существительные, стоящие в скобках, в нужном падеже с предлогом.
1. (Полет) нужно иметь крылья. 2. (Непрерывное движение) во время снегопада бригады по расчистке улиц трудились беспрерывно. 3. (Книги) мы ходим в нашу библиотеку. 4. Это здание выделяют (детский сад). 5. Закончен отбор претендентов (участие в конкурсе).

Упражнение 4
Переделайте простые предложения в сложноподчиненные с придаточными цели.
1. Профессор подошел к доске записать формулу. 2. Машина остановилась у бензоколонки набрать бензин. 3. Миша поехал навестить больного товарища. 4. Мы пошли в кинотеатр взять билеты на новый фильм.

Упражнение 5
Из двух простых предложений составьте сложное, поставьте глагол в придаточном предложении цели в отрицательной форме.
Образец: Я еду в театр на такси. Я боюсь опоздать. –Чтобы не опоздать на спектакль, я еду в театр на такси.
1. Товарищ вышел из комнаты. Он не хочет участвовать в споре. 2. Он каждый вечер заводит будильник. Он боится проспать. 3. Мы часто ходим в кино. Мы не хотим пропускать новые фильмы.

Упражнение 6
Замените выделенные обстоятельства придаточными предложениями цели.
1. Учащийся зашел в библиотеку за книгой. 2. Докладчик подготовил таблицы для иллюстрации своего выступления. 3. Брат поехал в Москву учиться. 4. Учащиеся поедут летом за границу на практику. 6. Мать пошла в магазин за продуктами.

Текст
Дон Кихот
Конец XVI века. Длинны и каменисты дороги Испании. Знойно печет солнце. Какие только путники не пройдут по этим дорогам за день! То пробегут босоногие крестьянские девушки, то протянутся скучной чередой, то промелькнет карета путешествующего сеньора, то проведут каторжников в кандалах.
Вот на горизонте показались два странных всадника. Они подъезжают все ближе и ближе, их уже можно хорошенько разглядеть. Один из них высок и худ. Его неуклюжую фигуру украшают рыцарские доспехи, хотя их уже очень давно никто не надевает. Вместо шлема у него на голове медный таз. А его спутник толст и румян и едет на гладком сером ослике.
Позади много приключений, впереди – еще больше. Кто же они и зачем отправились в дорогу? Запомните их имена: Дон Кихот и Санчо Панса. Этим людям суждено на много веков прославить родную Испанию.
Жизнь Дон Кихота – бедного испанского дворянина – текла буднично и мирно. У него была одна отрада: он читал рыцарские романы. В них говорилось: о поединках с драконами и злыми волшебниками, о рыцарях, которые странствуют по земле, помогая слабым и обиженным, наказывая злых и несправедливых.
Не верилось Дон Кихоту, что времена рыцарей давно прошли. И он решил стать странствующим рыцарем. Не беда, что у него нет боевого коня, он оседлал свою дряхлую лошадь, дав ей звучное имя – Росинант. Не беда, что у него нет настоящих доспехов, он надел старинные заржавленные латы, а забрало к своему шлему сделал из картона и жести. Не беда, что нет у него настоящего оруженосца, он взял с собой лукавого и добродушного крестьянина Санчо Пансу.
В уме Дон Кихота смешалось то, что он прочитал в книгах, и то, о чем мечтал, с тем, что он действительно увидел. Он может  принять ветряную мельницу за злобного великана и сражаться с ней.
Увидев как богатый крестьянин бьет пастушонка, Дон Кихот заступается за него, потому что долг странствующего рыцаря – помогать всем, кто в беде.
Брань, побои и насмешки доставались на долю Дон Кихота и его спутника. Но упрямо и упорно продолжал Дон Кихот свой трудный путь. Он был не только чудаком, начитавшимся старых книг, но и мужественным, благородным человеком.
А рядом с ним – всегда верный Санчо Панса.
Историю этих людей придумал и рассказал замечательный испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра.
Сервантес прожил жизнь, полную труда, приключений, горестей и отваги. Он храбро сражался на войне, участвовал в морском бою, попал в плен, долгие годы томился в неволе, ожидая выкупа и пытаясь бежать. Потом вернулся на родину. Сервантес исходил и изъездил всю Испанию. Встречался с крестьянами и солдатами, с бродячими актерами и студентами, с богачами и бедным людом. Он видел, как тяжело живется простому народу и много размышлял о том, как ему помочь.
Все это вошло в книгу о Дон Кихоте. Писал ее Сервантес долго, и, пока писал, она менялась: чем больше он думал о своем герое, тем сильнее его любил.
И когда мы читаем эту книгу, мы вначале смеемся над чудачествами Дон Кихота. Ведь он не понимал, казалось бы, самых простых вещей в окружающей его жизни, ставил перед собой благородные цели, которые, однако, невозможно было осуществить. Людей с таким характером и сейчас называют донкихотами.
Но Дон Кихот вызывает не только смех. Читая книгу, мы постепенно проникаемся любовью и восхищением к нему.
Перечитывая эту книгу, вы каждый раз будете находить в ней что-то новое, и она будет все дороже и дороже.
Но вы никогда не забудете первую встречу с ее героями. Тянется каменистая дорога Испании. И два странных всадника спешат на помощь тем, кто в беде.
(Энциклопедия. «Что такое? Кто такой?»)

Тесты
Задание 1
Выпишите из текста формы, выражающие цель и причину действия. Замените формы, выражающие причину, целевыми.

Задание 2
Найдите в тексте краткие имена прилагательные и причастия, определите их функцию.

Задание 3
Расширьте рассказ о Дон Кихоте, перескажите какой-либо эпизод романа.

Задание 4
Используя слова и словосочетания из текста, охарактеризуйте автора и героя.

Словарь к тексту
солнце печет — მზე აცხუნებს
путник — მგზავრი
промелькнуть — გაელვება
неуклюжий (-ая, -ее, -ие) — მოუქნელი
доспехи — აბჯარი
буднично — ჩვეულებრივ
отрада — სიხარული
странствующий рыцарь — მოხეტიალე რაინდი
заржавленный (-ая, -ое, -ые) — დაჟანგული
оруженосец — საჭურველმტვირთველი
лукавый (-ая, -ое, -ые)  — ეშმაკი
горесть — დარდი, სიმწარე
бродячий актер — მოხეტიალე მსახიობი
чудачество — ახირებულობა, ახირება

Повторение
Запомните
Пассивные конструкции
დაიმახსოვრეთ მოდელები:
1. Журнал прочитан
ჟურნალი წაკითხულია
2. Книга прочитана
წიგნი წაკითხულია
3. Письмо прочитано
წერილი წაკითხულია
4. Магазин открыт (закрыт)
მაღაზია ღიაა (დაკეტილია)
5. Дверь открыта (закрыта)
კარი ღიაა (დაკეტილია)
6. Окно открыто (закрыто)
ფანჯარა ღიაა (დაკეტილია)
7. Окна закрыты
ფანჯრები დაკეტილია
8. Стол занят, комната занята, место занято, места заняты
მაგიდა, ოთახი, ადგილი, ადგილები დაკავებულია

შეადარეთ მოდელები:
1. Строители строят дом
მშენებლები სახლს აშენებენ
2. Дом строится строителями
სახლი მშენებლების მიერ შენდება
3. В городе строят новую школу
ქალაქში ახალ სკოლას აშენებენ
4. В городе строится новая школа
ქალაქში ახალი სკოლა შენდება
5. К сентябрю построят новую школу
სექტემბრისთვის ახალ სკოლას ააშენებენ


Комментариев нет:

Отправить комментарий