четверг, 15 сентября 2016 г.

Урок 37.Окончания прилагательных и местоимений в винительном падеже. Местоимение «свой»



Урок 37.Окончания прилагательных и местоимений в винительном падеже. Местоимение «свой»

Прилагательные в винительном падеже
Единственное число
Мужской род
Какой?      
-ый (без ударения)
-ой (под ударением)
стар-ый дом
молод-ой человек

Женский род
Какую?
-ую
стар-ую улицу
молод-ую женщину

Средний род
Какое?
-ое
стар-ое вино
молод-ое поколение

Множественное число
Для всех родов
Какие?
-ые
стар-ые, молод-ые: женщины, улицы, вина, поколения
Запомните:
1. Прилагательные при одушевлённых существительных в винительном падеже единственного числа мужского рода имеют окончание -ого (какого?) — боевого товарища; во множественном  числе  для  мужского  и  женского  рода — -ых (каких?) -молодых женщин, мужчин.
2. После     шипящих   (с  ударением  на  основе)  и   мягкого  н  пишется — ее (вместо -ое), -его (вместо -ого): хорошее соседнее здание — хорошего соседнего здания, дома.
3. После мягкого н пишется -юю (вместо -ую): соседнюю квартиру.






Местоимения в винительном падеже
Вопросительные
Единственное число
Мужской род
С неодушевлёнными :  какой? чей?
С одушевлёнными : какого? чьего?
Женский род :
какую? чью?
Средний род :
какое?  чьё?
Множественное число
Для всех родов
С неодушевлёнными : какие?  чьи?
Для мужского и женского рода
С одушевлёнными : каких? чьих?




Притяжательные
Единственное число
Мужской род
С неодушевлёнными :  мой, твой, наш, ваш
С одушевлёнными : моего, твоего, нашего, вашего
Женский род : моё, твоё, наше, ваше
Средний род : мой, твой, наши, ваши
Множественное число
Для всех родов
С неодушевлёнными : мои, твои, наши, ваши
Для мужского и женского рода
С одушевлёнными : моих, твоих, наших, ваших
К притяжательным местоимениям относятся : его (мужской род), её (женский род), его(средний род), их (множественное число).

Указательные
Единственное число
Мужской род
С неодушевлёнными :  этот, тот
С одушевлёнными : этого, того
Женский род эту, ту
Средний род это, то
Множественное число
Для всех родов
С неодушевлёнными : эти, те
Для мужского и женского рода
С одушевлёнными : этих, тех

Определительные
Единственное число
Мужской род
С неодушевлёнными :  весь, сам, самый
С одушевлёнными : всего, самого, самого
Женский род : всю, саму, самую
Средний род : всё, само, самое

Множественное число
Для всех родов
С неодушевлёнными : все, сами, самые
Для мужского и женского рода
С одушевлёнными : всех, самих, самых
Упражнение 1
Поставьте существительные в винительном падеже, согласуйте с ними прилагательные, расставьте ударения.
1) (Новый) дом, квартира, село. 2) (Важный) вопрос, задача, решение. 3) (Высокий) человек, помещение, комната. 4) (Интересный) вопрос, задача, решение. 5) (Полезный) урок, лекарство, упражнение, зарядка. 6) (Славный) парень, победа, успех. 7) (Мощный) техника, подъём, развитие.


Упражнение 2
Допишите предложения и расставьте ударения.
1) Я взял в библиотеке… 2) Мы смотрели в кино… 3) Вечером мы слушали … 4) На уроке русского языка читали… 5) Вчера студенты посетили… 6) В газетном киоске я купила…






Местоимение «свой»
          Местоимение свой указывает на принадлежность подлежащему, согласуется с существительным и изменяется как мойЯ рассказал о своей работе. Надо ценить свой труд. Он говорил о своих родителях (принадлежность подлежащему). Он говорил о моих родителях (принадлежность другому лицу). Собака легла у моих ног (принадлежность другому лицу). Собака положила кость у своих ног (принадлежность подлежащему).

Упражнение  3
Вместо точек поставьте местоимение свой. Укажите, кому принадлежит предмет. Расставьте ударения.
1) Студент открыл … тетрадь. 2) Я отправила … письмо. 3) Преподаватель закончил чтение … лекции. 4) Надо ценить … труд. 5) Я доволен … работой.

Упражнение  4
Назовите владельца предмета. Расставьте ударения.
1) Тина читает свою газету. 2) Гиви взял мою газету. 3) Я рассказал ему о своей работе. 4) Кетино и Вахтанг рассказали о своей поездке. 5) Они узнали о моей поездке.

Упражнение  5
Вместо точек поставьте местоимения его, её, их в нужных падежах. Расставьте ударения.
1) Говорит мой товарищ, я узнаю … голос. 2) Вот книжный магазин, в … много новых книг. 3) На улице я встретила подругу, ещё издали я узнала … 4) Дети играли в саду, я видела … довольные лица. 5) Мой друг очень внимательный человек, мне нравится дружить с …
Текст
Петропавловская крепость
          16 мая 1703 года на Заячьем острове в дельте реки Невы была заложена крепостьСанкт-Питер-бурх. А уже в 1706 году началась перестройка крепости в камне. Впечатляют стены крепости. Высота бастионов достигает 10-12 (десяти-двенадцати) метров, а толщина стен – 20 (двадцати) метров.
Главная аллея от Петровских ворот ведёт к Петропавловскому собору. Этот выдающийся памятник архитектуры первой трети XVIII (восемнадцатого) века, построенный в стиле раннего барокко, сочетает в себе строгую простоту фасадов с выразительностью силуэта. Интерьер собора украшают картины лучших художников XVIII века. После смерти Пётр I был похоронен у южной стены собора, и с того времени храм стал царской усыпальницей.
В 1718 году в Петропавловскую крепость был заточён сын Петра I царевич Алексей за измену делу отца. С этого времени крепость стала главной государственной тюрьмойРоссии. Узниками крепости были писатель А.Н.Радищев, декабристы, революционные демократы, министры царского правительства.
На территории крепости расположено старейшее предприятие города – Монетный двор. Здесь производили и производят разменную монету, изготавливают ордена, медали, ювелирные изделия.
По давней традиции полдень в городе на Неве отмечают выстрелом из пушки с бастиона Петропавловской крепости.
(по О.И. Глазуновой)
Тесты
Задание 1
Ответьте на вопросы по тексту.
1. Где была заложена крепость ?
2. Куда ведёт главная аллея ?
3. Когда был построен Петропавловский собор ?
4. За что был заточён сын Петра I ?
5. Что расположено на территории крепости ?
6. Как отмечается полдень в городе на Неве ?

Задание 2
Раскройте скобки.
1. Кого вы видели вчера ? (наш общий друг). 2. За кого она выходит замуж ? (за её друг). 3. Я вижу (мой отец, моя мать). 4. Дайте мне обнять (мой дедушка, моя бабушка). 5. Ты должен слушаться (мама, папа).


Словарь к тексту
крепость — ციხე-სიმაგრე
заложить – основать — დაარსება
бастион — სიმაგრე
толщина — სისქე
сочетать — შეერთება
собор — ტაძარი
украшать — შემკობა
выразительный (-ая, -ое) — გამომეტყველი
похоронить — დამარხვა
усыпальница — აკლდამა
заточить – посадить в тюрьму — დამწყვდევა
узник — ტუსაღი
монета — ფული, მონეტა
размен — დახურდავება



Комментариев нет:

Отправить комментарий