Урок 69. Образование видов глагола
11.06.2012
1. Образование видов глагола при помощи приставок:
а) присоединяясь к бесприставочным глаголам несовершенного вида, приставки придают глаголу значение совершенного вида.
Кроме значения совершенного вида, приставки обычно придают глаголу дополнительные лексические значения, например, значение начала действия (смеяться-засмеяться), ограниченность действия во времени (читать-прочитать).
Бесприставочные глаголы несовершенного вида. Например, писать.
Приставочные глаголы совершенного вида (что сделать?): написать, вписать, выписать, дописать, записать, исписать, надписать, описать, переписать, подписать, приписать, расписать, списать.
Приставочные глаголы несовершенного вида (что делать?): вписывать, выписывать, дописывать, записывать, исписывать, надписывать, описывать, переписывать, подписывать, приписывать, расписывать, списывать.
Глаголы с суффиксами -ыва, -ива являются глаголами несовершенного вида. Они обозначают действие в процессе его совершения.
б) присоединяясь к глаголам движения несовершенного вида, приставки придают значение совершенного вида только глаголам «определенного» движения: бежать-прибежать.
Запомните:
Приставки по- и за- всем глаголам придают значение совершенного вида: побежать, полететь, забегать, заходить.
в) глагольные приставки сочетаются с определёнными предлогами, требующими соответствующих падежей.
Например:
приставка в- (во-) требует предлога в : вложил в конверт
приставка вы- требует предлога из : вышел из комнаты
приставка за- требует предлога за : зашёл за товарищем
приставка на- требует предлога на : надел на голову
Запомните:
У глаголов совершенного вида с приставкой вы- ударение всегда бывает на приставке:выучил, выполнил.
г) образование глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ыва (-ива), -ва-, -а-(-я-): выиграть-выигрывать, засеять-засевать, выделить-выделять, выгрузить-выгружать.
Упражнение
Образуйте приставочные глаголы. Составьте с ними предложения и расставьте ударения.
1) лететь, летать (при-, у-, от-, вы-, пере-).
2) идти, ходить (при-, у-, вы-, пере-).
3) везти, возить (при-, у-, вы-, пере-).
4) вести, водить (при-, у-, вы-, в-, пере-).
Текст
Шестая симфония
Шестая симфония последняя… Самая волнующая по замыслу и самая глубокая по содержанию. Наивысшая по симфоническому мастерству. Наиискреннейшая из всех музыкальных исповедей Чайковского.
… Старая афиша сообщает: первое в начинающемся сезоне симфоническое собрание состоится под управлением П.И.Чайковского. Открывалась программа новинкой сезона – Шестой симфонией… Вот появляется в оркестре Петр Ильич и в зале вспыхнула овация, началось подношение венков. Грандиозным вальсом развертывается вторая часть симфонии. Струится в радостном ритме… Еще длится светлое кружение танца, но это уже – не жизнь, это только воспоминание… Горькое и сладостное воспоминание прошлого… Тема вальса то поглощает жалобы, то снова уносится вдаль.
Знаменитое скерцо третьей части начинается таинственными шепотами, шелестами, шорохами, стуками. Затем разрастается тема марша. Это музыка битвы! В этой борьбе раскрывается пафос человеческой воли. И вот всё позади: мечты и воспоминания, стремления, надежды, борьба… Прошлое – и даже будущее… Всего уже нет – осталось только вот это неотвратимое настоящее: жизнь, что кончается смертью. Чайковский медленно опустил руки. В зале царила мертвая тишина. Ни хлопка, ни возгласа… Никто не поднялся с места. И лишь когда Петр Ильич поднял голову и поклонился оркестру, слушатели опомнились, спохватились, раздались аплодисменты – сначала нерешительные, потом все громче и громче…
Тесты
Задание 1
Поставьте слова и словосочетания из скобок в нужном падеже.
1. Каждый день мы занимаемся (русский язык).
2. Он интересуется (астрономия).
3. Давление воздуха измеряется (барометр).
4. Хлеб режем (нож).
5. Любуюсь (восход солнце).
6. Мальчик восхищается (картина).
7. Тенгиз наслаждается (музыка).
Справка
Русским языком, астрономией, барометром, ножом, восходом солнца, картиной, музыкой.
Задание 2
Поставьте правильный вопрос.
1. Очень хорошо.
2. Здесь.
3. Его фотография.
4. Мечтать.
5. Рассеянный человек.
6. Шляпа матери.
А. Где? Б. Чья? В. Как? Г. Какой? Д. Что делать?
Ключ к тесту
1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Д; 5 – Г; 6 – Б.
Словарь к тексту
замысел — ჩანაფიქრი
наивысший (-ая, -ое) — უდიდესი
наиискреннейший (-ая, -ое) — უალალესი
исповедь — აღსარება
новинка — ახალი, ახალი რამ
поглощать — შთანთქმა
шелест — შრიალი
шорох — ფაჩუნი
неотвратимый (-ая, -ое) — აუცდენელი
мёртвая тишина — სამარისებური სიჩუმე
хлопок — ტაში
возглас — წამოძახილი, შეძახილი
спохватиться — უცებ გახსენება, უცებ მოგონება
Комментариев нет:
Отправить комментарий