Урок 3. Местоимения. Значения именительного и предложного падежей и их грузинские соответствия
11.01.2012
ნაცვალსახელები თანდებულიან ბრუნვაში
Личные местоимения
я – обо мне, на мне, во мне, при мне
ты – о тебе, на тебе, в тебе, при тебе
мы – о нас, на нас, в нас, при нас
вы – о вас, на вас, в вас, при вас
он, оно – о нём, на нём, в нём, при нём
она – о ней, на ней, в ней, при ней
они – о них, на них, в них, при них
Вопросительные местоимения
о какой?, о чьей? – женский род
о каком?, о чьём? – мужской и средний род
Притяжательные местоимения
о моей, о твоей, о нашей, о вашей, о её – женский род
о моём, о твоём, о нашем, о вашем, о его – мужской и средний род
Указательные местоимения
об этой, о той – женский род
об этом, о том – мужской и средний род
Определительные местоимения
обо всей, о само`й, о с`амой – женский род
обо всем, о само`м, о с`амом – мужской и средний род
Множественное число для всех родов
о каких?, о чьих? о моих, о твоих,
о наших, о ваших, об этих, о тех, обо всем,
о сами`х, о с`амых
ივარჯიშეთ: студент – о студенте, студентка – о студентке,
село – о селе, моря – о морях
он, она, оно, мы, ты, журнал, статья, машина, озеро, село, вино, какой?
чей? чья? чьи? город, деревня, университет, школа, почта, рынок.
Значения предложного падежа и их
соответствия в грузинском языке
1. Место в Москве — ში მოსკოვში
ადგილი в университете უნივერსიტეტში — дат. пад.
2. Время в детстве — ში ბავშვობაში
დრო в сороковом ორმოც წელს — дат. пад.
году
3. Место на стене — ზე კედელზე
ადგილი на курсах კურსებზე — дат. пад.
4. Время на заре - ზე გარიჟრაჟზე
დრო на восходе მზის
солнца ამოსვლისას — дат. пад.
5. Предмет речи говорили - ზე ბავშვებზე
საუბრის საგანი о детях წიგნებზე — дат. пад.
о книге
6. Место при входе — თან უნივერსიტეტის
ადგილი в университет შესასვლელთან — дат. пад.
7. Время при старом დროს ძველი მასწავლებლის
დრო учителе დროს — род. пад.
დაიმახსოვრეთ: 1. რუსულ თანდებულიან ბრუნვას ქართულ ენაში
უდრის მიცემითი და ნათესაობითი ბრუნვები.
2.ზმნები, რომლებიც რუსულ ენაში მართავენ
თანდებულიან ბრუნვას: беседовать, беспокоиться,
говорить, думать, заботиться, забывать, рассказывать,
спрашивать, узнавать, читать, напомнить,
поддерживать.
ამ ზმნების შემდეგ თანდებულიანი ბრუნვა
გამოიყენება იმ შემთხვევაში, თუ დაისმის კითხვა
о ком? о чем? где?
беседовать о ком? о чем? где? – о студенте, о статье, в
библиотеке
говорить о маме, об успехах, в доме
3.თანდებულიანი ბრუნვა რუსულ ენაში გამოიყენება
იმ შემთხვევაში, თუ აღნიშნულია ლაპარაკის ან
ფიქრის საგანი, ადგილი ან დრო
4.ისწავლეთ შემდეგი გამოთქმები:
Я `умею ходи`ть на л`ыжах — მე შემიძლია თხილამურებზე სიარული, я умею ката`ться на конька`х — მე შემიძლია ციგაობა, я умею игра`ть в ша`хматы — მე შემიძლია ჭადრაკის თამაში, я умею игра`ть в те`ннис — მე შემიძლია ჩოგბურთის თამაში, я умею играть на пиани`но — მე შემიძლია პიანინოზე დაკვრა; Я прие`ду в январе`, в феврале`, в м`ае, в декабре` — მე ჩამოვალ იანვარში, თებერვალში, მაისში, დეკემბერში.
5.ისწავლეთ ტექსტი, მიაქციეთ ყურადღება სახელს თანდებულიან ბრუნვაში.
`Утром я был в университе`те. Днём я был на рабо`те, а пото`м у меня` были дела`в ц`ентре. Ве`чером я хочу` пойти` на конце`рт. У меня` б`удет еще одна` в`ажная встре`ча в рестора`не, а пото`м я б`уду в саду` отдыха`ть и слу`шать му`зыку.
Именительный падеж
სახელობითი ბრუნვა
სახელობითი ბრუნვა არის ბრუნვების საწყისი ფორმა. წინადადებაში სახელობითი ბრუნვა აღნიშნავს ქვემდებარეს, შემადგენელი შემასმენლის სახელის ნაწილს ( именная часть составного сказуемого) ან მიმართვას.
მაგალითად: мальчик читает книгу (мальчик – подлежащее); мой товарищ – врач ( врач – именная часть составного сказуемого); «Тенгиз, иди сюда!» (Тенгиз – обращение).
ივარჯიშეთ:
1. Кто это? Это Нино. Что это? Это книга.
Кто она? Она студентка. Как называется эта
Что она любит делать? книга?
Она любит читать. Эта книга называется
«Сборник рассказов».
2. Здравствуй, Ираклий.
- Привет!
- Как твои дела?
- Хорошо.
- Где ты был вчера?
- Вчера я был в университете.
Значения русского именительного падежа и их грузинские соответствия
1. აღნიშნავს საგანს ან პირს, Ученик читает მოსწავლე წიგნს
რომელიც აწარმოებს მოქმედებას книгу კითხულობს — им.пад.
Брат любит ძმას უყვარს და -
сестру дат.пад.
Студент получил სტუდენტმა
посылку ამანათი მიიღო -
повествовательный
падеж
(მოთხრობითი ბრუნვა)
2.აღნიშნავს ქვემდებარეს Кавтарадзе - ქავთარაძე
თვისებას студент სტუდენტია — им.пад.
3.აღნიშნავს პირს ან Друзья, давайте მეგობრებო,
საგანს, რომელსაც пое`дем вместе მოდით ერთად
მიმართავენ გავემგზავროთ -
звательный падеж
(წოდებითი ბრუნვა)
4.ისწავლეთ ტექსტი.
Меня зовут Дато. Я – студент. У меня есть сестра Нино. Она тоже студентка. Моя мама врач. Ее зовут Кето. Мой папа бизнесмен. Его зовут Котэ. У нас красивый дом. Его строили три года. В доме три этажа. Здесь очень красиво и удобно. Перед домом очень красивый сад. В саду мы отдыхаем. За домом бассейн. Здесь мы плаваем и загараем.
5.დასვით კითხვები: кто это? что это?
Журнал, радио, театр, врач, собака, дядя, город, муж, пальто, юрист, учительница.
6. განსაზღვრეთ სქესი.
Жена, сестра, вино, учебник, окно, море, словарь, тетрадь, дочь, мать, письмо, здание.
7.შეუთანხმე ნაცვალსახელები: мой, моя, моё, твой,твоя, твоё, наш, наша, наше, ваш, ваша, ваше
Дом, фильм, здание, президент, факс, герой, компания, такси, календарь.
8. დასვით კითხვები: чей?, чья?, чьё?, чьи?
Сумка, дочь, страна, книга, карандаш, секретарь, университет, школа, больница, стадион, здание, кофе, вино, радио, словарь, телефон, друзья, традиция, метро, кино.
9.უპასუხეთ კითხვებზე:
Как вас зовут?, Кто вы?, Кто ваши родители?, Где вы учитесь (работаете)?, Вы говорите по-русски?, У вас есть сестра?, У вас много друзей?, Какой у вас характер?, Вы хотите изучать русский язык?
10.ამოიწერეთ სახელობითი ბრუნვა:
Мы изучаем русский язык. Я люблю мою сестру. Нино слушает музыку. Мой брат студент. Утром мы слушаем радио. Иностранец приехал в город. Это новое здание цирка. Это моя школа. Эта школа – моя. Я люблю нашу квартиру. Бабушка готовит вкусный завтрак. Люди! Я не понимаю вас. На стене висит моя картина.
Тесты
Вставьте нужные предлоги из первого столбца
1. Школьники ……. библиотеке А. в
2. Подруга …… работе Б. на
3. Мама …… больнице
4. Брат …… концерте
5. Бабушка ……. магазине
6. Письмо …… почте
7. Лекция …… университете
8. Актер …… сцене
Ключ к тестам
1. А
2. Б
3. А
4. Б
5. А
6. Б
7. А
8. Б
Комментариев нет:
Отправить комментарий