среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 79. Выражение возможности, необходимости, долженствования



Урок 79. Выражение возможности, необходимости, долженствования

Мой товарищ умеет плавать.
Он может (в состоянии) проплыть пять километров.
Сочетания слов уметь, мочь, (быть) в состоянии, (быть) способным с инфинитивом основного глагола передают возможность, которая зависит от свойств и качеств предмета.

Студентам можно (нельзя) досрочно сдавать экзамены.
Конструкция можно/нельзя + инфинитив выражает возможность или невозможность действия в данных условиях вообще; конструкция кому можно/нельзя + инфинитиввыражает разрешение или запрещение действия; конструкция кто может + инфинитивпоказывает способность данного лица произвести то или иное действие. В конструкциикому можно (нельзя) + инфинитив дательному падежу подлежащего в грузинском языке соответствует дательный в русском.

Книгу можно получить в библиотеке.
Этот инструмент можно использовать для измерения напряжения.
Конструкции со словами и формами можно, может, можем + инфинитив или краткое страдательное причастие прошедшего времени используются для выражения закономерности или возможности данного действия в данных условиях.

Студенту нужен словарь.
Надо, чтобы у студента был словарь.
Конструкции со словами нужно, надо, необходимо, следует, должен, обязан + инфинитив, а также надо + союз чтобы выражают действие, которое нужно или не нужно производить. Слово должен указывает, что действие не зависит от желания лица, а слово обязан подчеркивает категорическую необходимость выполнения дела. Слованужно, следует употребляются для выражения обобщенной необходимости.

Это явление может быть объяснено по-разному.
Здесь должна быть построена электростанция.
В городе должны строиться многоэтажные дома.
Пассивные конструкции может быть + краткое страдательное причастие и может + инфинитив глагола на -ся соответствуют активной конструкции можно, нельзя + инфинитив. Они употребляются в научной речи.
Пассивные конструкции должен быть + краткое страдательное причастие, должен + инфинитив глагола на -ся соответствуют активной конструкции нужно + инфинитив.

Упражнение 1
Включите в состав словосочетания наречия нельзя или можно. Составьте предложения.
1. Принимать гостей холодно. 2. Написать грязно в тетради. 3. Обманывать словом и делом. 4. Ехать очень быстро. 5. Идти в институт к девяти.

Упражнение 2
Составьте предложения, используя следующие ситуации.
1. Вы хотите, чтобы преподаватель перенес занятия на вторник. 2. Вы хотите узнать, разрешают ли правила библиотеки брать газеты на дом. 3. Вы хотите, чтобы преподаватель дал вам консультацию. 4. Вы хотите узнать, можно ли сдавать экзамены досрочно.

Упражнение 3
Замените действительные обороты страдательными.
1. В настоящее время можно решить вопрос о возникновении гор на Луне. 2. Лучи радия можно использовать при лечении рака. 3. Влажность воздуха можно измерить специальными приборами. 4. Из точки А на прямую ВС можно опустить один перпендикуляр.

Упражнение 4
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова должен, надо, нужно.
1. Мне … досрочно сдать экзамены. 2. Я … поехать на сессию в Москву. 3. Мне не … спешить, до поезда еще два часа. 4. Студенты … были сдать лабораторные работы еще неделю назад. 5. Студентам, не сдавшим лабораторные работы в срок, … зайти к декану. 6. Командировочные … заранее забронировать места в гостинице.

Упражнение 5
Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление глаголов уметь и мочь.
1. Гига умеет рисовать. 2. Студент долго решал задачу, но не мог решить ее. 3. Манана умеет играть на скрипке. 4. Вчера Вахтанг хотел пойти в кино, но не мог, потому что был занят. 5. Ее маленький сын не умеет ходить.

Упражнение 6
Дайте краткие утвердительные и отрицательные ответы на вопросы, используя в ответе выделенные глаголы.
1. Вы умеете говорить по-русски? 2. Ваша сестра может решать задачи по физике? 3. Выумеете вязать на спицах? 4. Вы можете написать рецензию на мою статью?

Упражнение 7
Вместо точек напишите слово должен в нужной форме.
1. Тина уже давно изучает русский язык. Она … знать его уже хорошо. 2. Летом студенты … поехать на практику. 3. Вечером мальчик … написать письмо матери. 4. Завтра Анна … пойти в кино. 5. В будущем году мы … сдать курсовую работу. 6. Почему мы … заниматься вечером? 7. Утром я … решить все эти задачи.


Упражнение 8
Составьте предложения, используя следующие ситуации.
1. Вы хотите узнать, можно ли сдавать экзамены досрочно. 2. Вы хотите узнать, можно ли поехать отдыхать. 3. Вы хотите узнать, можно ли лететь самолетом. 4. Вы хотите узнать, кто идет к вам в гости. 5. Вы хотите узнать, можно ли купить эту книгу.

Упражнение 9
Вместо точек вставьте слово должен в нужной форме.
1. Летом студенты … поехать в деревню. 2. Вечером мальчик … написать письмо. 3. Завтра Анна … пойти в кино. 4. Утром я … ехать к брату. 5. В этом году мы … закончить работу.

Упражнение 10
Данные предложения переделайте в отрицательные, изменяя при этом вид глагола в неопределенной форме.
1. Вам надо обратить внимание на его здоровье. 2. Тебе надо пригласить гостей. 3. Ей нужно купить новое платье. 4. Нам надо сойти на этой остановке.

Упражнение 11
Замените пассивные конструкцмм активными.
1. Эти земли должны орошаться. 2. Все должно быть точно рассчитано. 3. Это предложение должно быть поддержано. 4. Река должна быть перекрыта до наступления зимы. 5. Из точки на прямую может быть опущен только один перпендикуляр. 6. Через две точки пространства может быть проведена только одна прямая.

Упражнение 12
Ответьте на вопросы, используя конструкции с глаголом мочь и наречиями можно, нельзя, невозможно.
1. Почему он идет в институт не к девяти, а к половине десятого? 2. Почему вы бросили читать эту книгу? 3. Почему ты не переходишь улицу? 4. По какой причине вы отказались переводить его выступление?

Упражнение 13
Ответьте на вопросы, используя глаголы мочь и смочь.
1. Почему ты мне не позвонил? 2. Почему вы не приготовили домашнее задание? 3. Ты зайдешь ко мне завтра? 4. Ты купишь сегодня вечером продукты? 5. Ты встретишь ее сегодня? 6. Он принесет мне магнитофон?

Упражнение 14
Допишите предложения, используя конструкции, выражающие возможность и невозможность.
1. Сегодня на улице тепло, поэтому … . 2. Ты слаб после болезни, поэтому … . 3. У нас отключился телефон, поэтому … .

Упражнение 15
Определите значения слов родник, ключ, источник. Выделите основное и переносное значение. Покажите случай синонимии и антонимии.
1. Вода из родника. Родник знаний.
2. Три ключа пробились из-под земли; горный ключ, скрипичный ключ, ключ к шкафу; ключ к сердцу.
3. Источник минеральной воды, нефтяной источник; источник всех бед, источник для научных исследований.

Текст
Что надо знать, чтобы легче было жить в России
Немцев, голландцев удивляет быстрый переход русских на «ты» и их обращение по имени. Они предпочитают обращаться в официальной обстановке по фамилии и только с близкими коллегами — по имени. Обращение русских по имени и отчеству непривычно для иностранцев. И, наоборот, русских удивляет, когда студенты в английских и американских университетах могут обращаться к своему профессору просто по имени.
Комплименты — естественный компонент общения людей, но их говорят и принимают по-разному в различных странах. У голландцев они почти не приняты, так что русские женщины могут не ждать комплиментов от голландских мужчин. Японцев тоже удивляет привычка русских говорить комплименты.
Австралийцы говорят комплименты только искренне, лишь когда человек заслуживает того, чтобы его похвалили. Использование русскими комплимента как способа для контакта тоже кажется им неестественным.
Англичанам русские кажутся слишком шумливыми, громко говорящими. Ведь сами англичане не привыкли повышать голос ни в каких ситуациях. А русских они как раз удивляют тем, что говорят какими-то тихими, даже какими-то усталыми голосами.
На вечеринке англичане никогда не будут говорить о делах. Свободное время они предпочитают проводить не в кругу коллег по работе, а с людьми, близкими им по увлечениям. Русские и на работе, и в кругу друзей любят говорить о своих делах, о политике, о мировых проблемах. При этом много и громко спорят, не соглашаются друг с другом. Японцев, и вообще людей  Востока, такое поведение русских удивляет. Русским же нежелание высказать прямо свое мнение в деловой или личной беседе кажется неискренностью.
Праздники, поздравления, пожелания, подарки… Как много здесь различий! Знаете ли вы, что если японка дарит мужчине галстук, то это знак того, что она согласна выйти за него замуж.
В некоторых восточных странах приняты подарки в качестве платы за одолжение.
В Америке  высоко оценивают свои профессиональные качества. У русских же высокая самооценка считается не очень приличной. Оценивать достоинства человека должны другие люди, а не он сам. Поэтому русские иногда могут показаться не очень уверенными в себе, иногда застенчивыми. Это манера поведения русских. Хвалить себя не принято. Быть нескромным — некрасиво, неинтеллигентно.
Есть у каждого народа и свои правила общения. Деловые завтраки и обеды в Москве — это западная мода, а не русская традиция. Нет у русских частных официальных визитов, куда приглашают заранее письмом или телефонным звонком, а после письменно благодарят за прием.
К русским друзьям можно забежать и без специального приглашения. Вы пришли, вас повели на кухню, достали из холодильника все, что там есть. Сели, выпили, закусили — бесконечные разговоры обо всем. Русская шкала ценностей — иная, чем в других странах. Эти ценности не лучше и не хуже ваших, они просто другие. Их надо знать, чтобы самим легче было жить в России.

Тесты
Задание  1
Запомните выражения и составьте к ним предложения. Расставьте ударения.
1) Обратиться по имени. 2) Заслуживать похвалы. 3) Говорить тихим усталым голосом. 4) Проводить время. 5) Плата за одолжение. 6) Манера поведения. 7) Приглашать заранее. 8) Бесконечные разговоры. 9) Шкала ценностей. 10) Легче жить.

Задание 2
Выпишите из текста простые предложения. Укажите в них подлежащие и сказуемые. Расставьте ударения.

Задание 3
Выпишите из текста сложные предложения. Расставьте ударения.

Задание 4
Выпишите из текста сложноподчиненные предложения. Определите вид  придаточных. Расставьте ударения.

Словарь к тексту
обращение — მიმართვა
похвала — ქება
повышать голос — ხმის ამაღლება
увлечение — გატაცება
оценка — შეფასება
воспитание — აღზრდა
застенчивый — მორცხვი

Комментариев нет:

Отправить комментарий