Урок 70. Образование видов глагола (продолжение)
12.06.2012
1. От приставочных глаголов совершенного вида посредством суффиксов могут быть образованы глаголы несовершенного вида.
2. Указанные суффиксы не изменяют основного значения глагола, а меняют только его вид: переписать-переписывать.
д) приставочные глаголы с корнями -да-, -зна-, -ста-, образованные при помощи суффикса -ва- (в настоящем времени этого суффикса нет):
Совершенный вид
дать
признать
встать
Несовершенный вид
Неопределённая форма
да-ва-ть
при-зна-ва-ть
в-ста-ва-ть
Настоящее время
да-ю
при-зна-ю
в-ста-ю
Прошедшее время
да-ва-л
при-зна-ва-л
в-ста-ва-л
Запомните:
Глаголы совершенного и несовершенного вида могут различаться суффиксами: -и- у глаголов совершенного вида, суффиксом -а-(-я-) у глаголов несовершенного вида:решить — решать.
На конце основ этих глаголов перед суффиксом -а-(-я-) бывает чередование согласных:судить — осуждать, прекратить — прекращать.
е) в некоторых случаях глаголы несовершенного и совершенного вида различаются чередованием звуков в корнях:
Несовершенный вид
предлагать
касаться
поднимать
нажимать
начинать
отмирать
убирать
Совершенный вид
предложить
коснуться
поднять
нажать
начать
отмереть
убрать
ж) в отдельных случаях видовые пары образуются от разных слов:
Несовершенный вид
брать
выходить
говорить
класть
ложиться
становиться
садиться
ходить
Совершенный вид
взять (возьму)
выйти (выйду)
сказать (скажу)
положить (положу)
лечь (лягу)
стать (стану)
сесть (сяду)
пойти (пойду)
з) видовые пары различаются местом ударения:
Несовершенный вид
отрезать
разрезать
срезать
Совершенный вид
отрезать (отрежу)
разрезать (разрежу)
срезать (срежу)
и) от некоторых бесприставочных глаголов несовершенного вида при помощи суффикса-ну- образуются глаголы совершенного вида со значением однократности действия:толкать — толкнуть, дёргать — дёрнуть.
Запомните:
Есть несколько глаголов несовершенного вида с суффиксом -ну-, которые обозначают состояние: вязнуть, вянуть, мёрзнуть, гибнуть, мокнуть, сохнуть. Глаголы совершенного вида в них образуются при помощи приставок: вязнуть — завязнуть, мёрзнуть — замёрзнуть (ударение не падает на -ну).
Упражнение 1
Раскройте скобки. Расставьте ударения.
1) Я… письмо и пошёл … его в почтовый ящик (дописывать — дописать, опустить — опускать).
2) Я что-то долго сегодня … упражнения, но, наконец, … его (выполнять — выполнить).
3) Студент долго … своё выступление на семинаре, но всё-таки решил ещё раз … его (обдумать — обдумывать, продумать — продумывать).
4) Каждый раз, когда мне приходилось … в экспедицию, я немножко волновался (отправиться — отправляться).
5) В субботу мы … работу на два часа раньше, сегодня мы уже… (окончить — оканчивать) работу.
Упражнение 2
Допишите предложения. Расставьте ударения.
1) Студенты вошли … (музей на главной улице). 2) Студенты вышли … (музей на главной улице). 3) Оратор сошёл … (трибуна). 4) Преподаватель подошёл … (доска). 5) Мы шли по улице и дошли … (вокзал). 6) Студенты доехали … (станция). 7) Мы приехали … (дача) ровно в шесть.
Упражнение 3
Вставьте глаголы. Расставьте ударения.
1) Ученик долго … трудную задачу, но, наконец, … её. 2) Я долго … язык, но, наконец, …его. 3) Я не люблю … начатую работу, и эту трудную работу, конечно, не могу … 4) Староста … о мероприятии, и сегодня он … об экскурсии.
Текст
Пушкин
Узнав о восстании и потом о казни декабристов, Пушкин был потрясен: он мучился тем, что не мог разделить их участь. Казнены лучшие русские люди, и среди них друг – поэт Рылеев; заточены в тюрьмы, сосланы на каторгу друзья, товарищи, и среди них первый друг Пущин и милый Кюхля.
А он, Пушкин, один, в изгнании, бездействует. Что делать? Уезжать нельзя, письма приходят все реже, все больше вокруг тревожных слухов. Повсюду рыскают шпионы, доносчики. Пушкин не подозревал, что и в Михайловское прислан полицейский агент с поручением «исследовать поведение известного стихотворца Пушкина» и арестовать его…
Наступила третья осень михайловской ссылки. Однажды, в самом начале сентября 1826 года, поздним вечером вернулся Пушкин из Тригорского. Топилась печь. Пушкин подбросил дров, сел к огню. Вдруг услышал он звон бубенчиков – кто-то подъезжал к дому. Друг? Враг? Пушкин встал, подошел к двери, а в дверь уже входил царский чиновник. Николай I приказал доставить Пушкина в Москву, куда он прибыл на коронацию.
«Пушкину позволяется ехать в своем экипаже свободно, под надзором фельдъегеря, не в виде арестанта», – говорилось в секретном предписании.
(Н.Шер)
Тесты
Задание 1
Вставьте правильные формы.
1. Всем нравится … .
2. В нашем университете есть … .
3. Мы зашли … .
4. Студенты довольны … .
5. Преподаватель рассказал … .
6. Это – … .
А – удобная аудитория; Б – в удобную аудиторию; В – удобной аудиторией; Г – об удобной аудитории; Д – удобные аудитории.
Ключ к заданию 1
1 – А; 2 – Д; 3 – Б; 4 – В; 5 – Г; 6 – А.
Задание 2
Докончите следующие фразы.
1. Я часто вспоминаю эту историю, … .
2. Он был молодым человеком, который … .
3. Однажды мне стало так скучно, что я … .
4. Хотя ей было только 17 лет, … .
А – которая произошла со мной; Б – ничего не знал; В – решила уехать из деревни; Г – она не любила спорт.
Ключ к заданию 2
1 – А; 2 – Б; 3 – В; 4 – Г.
Словарь к тексту
казнь — სიკვდილით დასჯა
участь — ბედი, ხვედრი
каторга — კატორღა
изгнание — გაძევება, განდევნა, განდევნილობა
рыскать — დაძრწის
доносчик — დამსმენი
топить печь — ღუმელის გახურება
под надзором — ზედამხედველობის ქვეშ
предписание — მიწერილობა
Комментариев нет:
Отправить комментарий