среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 71. Некоторые особенности употребления видов глагола



Урок 71. Некоторые особенности употребления видов глагола

Большая часть глаголов русского языка имеет парные формы обоих видов –  совершенного и несовершенного.
Несовершенный вид
Без приставки
чит-а-ть (Он читает книгу)
С суффиксом -а-, (-я-)
конч-а-ть (Он кон-ч-а-л писать)
провер -я-ть (Он провер-я-ет документы)
С суффиксом -ва-
узна-ва-ть (Мы долго его узна-ва-ли)
С суффиксом -а-
трог-а-ть (Кто его трог-а-л)
С суффиксом -ива-, (-ыва-)
рассказ-ыва-ть (Он рассказ-ыва-ет сказку)
Разные слова
говорить (Он громко говорил)

Совершенный вид
С приставкой
прочитать (Он прочитал книгу)
С суффиксом -и-
конч-и-ть (Он конч-и-л писать)
провер-и-ть (Он провер-и-л документы)
Без суффикса -ва-
узнать (Мы его узнали)
С суффиксом -ну-
тро-ну-ть (Кто его тро-ну-л)
Без суффикса -ива, (-ыва)
рассказать (Он рассказал сказку)
Разные слова
сказать (Он сказал правду)

Запомните, что в русском языке после переходных глаголов совершенного и несовершенного вида употребляется только винительный падеж, в грузинском же – после переходных глаголов совершенного вида – именительный падеж, а после глаголов несовершенного вида – дательный падеж. Сравните:
Я покупаю книгу – მე ვყიდულობ წიგნს. Я купил книгу – მე ვიყიდე წიგნი.

Упражнение 1
Образуйте от данных глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида посредством суффикса -и-. Подчеркните чередующиеся звуки.
Бросать, приглашать, отвечать, изменять, решать, разгружать, изучать, кончать, повторять, спрашивать, получать, предупреждать, объяснять, исправлять, предлагать.
Упражнение 2
Образуйте от данных глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида посредством суффикса -ива-, (-ыва-). Подчеркните чередующиеся буквы.
Указать, приказать, рассказать, сложить, опоздать, придумать, спросить, остановить, связать, устроить, заморозить, осмотреть, заработать, уговорить, закончить, усвоить, вскочить, уловить, заколоть, столкнуть.

Текст
Моцарт навсегда
          Когда Моцарт сочинял свою музыку, весь мир был совсем другой, чем в наши дни. Он сочинял при свечах, на нём был шёлковый зелёный кафтан, он был в парике и с косой, он сидел за клавесином, на улице не было электрического света, горели фонари.Это было ещё до Наполеона. Нет, ещё до Великой французской революции, когда в мире было много королей — и никто этому не удивлялся. Это был совсем, совсем другой мир! И вот то, что сочинил Моцарт, мы в нашем ином мире, который отличается от того, как старик от ребёнка, помним, повторяем, поём, передаём друг другу… Мы управляем сложными машинами, смотрим на Землю из Космоса и сохраняем то, что создали гении. Мы хотим, чтобы музыка Моцарта существовала с нами и былапередана в следующий иной мир…

Тесты
Задание 1
Расскажите текст «Моцарт навсегда» в настоящем времени.
Задание 2
Выпишите подлежащие и сказуемые из текста «Моцарт навсегда» и составьте с ними предложения.

Задание 3
Выпишите из текста «Моцарт навсегда» глаголы и определите вид и время.


Словарь к тексту
сочинять музыку — მუსიკის შექმნა
мир — მსოფლიო, სამყარო
свеча — სანთელი
клавесин — კლავესინი
удивляться — გაკვირვება, გაოცება
иной — სხვაგვარი, სხვანაირი
передавать — გადაცემა
друг друга — ერთმანეთს
управлять — მართვა
машина – მანქანა
смотреть — ყურება
Земля — დედამიწა
существовать — არსებობა


Комментариев нет:

Отправить комментарий