среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 54. Употребление творительного падежа с предлогами. Употребление творительного падежа без предлогов



Урок 54. Употребление творительного падежа с предлогами. Употребление творительного падежа без предлогов

Употребление творительного падежа с предлогами
          1. Творительный падеж с предлогами над, под, перед, за, между употребляется для обозначения места и отвечает на вопрос где?Мы стояли перед домом. Собака лежит под деревом. Мячик лежит между кроватями.
2. Предлоги перед и над употребляются только с творительным падежом.
а) Предлог перед с творительным падежом обозначает предмет или лицо, впереди которого кто-либо или что-либо находится: Девушка стоит перед зеркалом.
б) Предлог над с творительным падежом обозначает предмет или лицо, впереди которого что-либо находится: Картина висит над диваном.
в) Предлог под употребляется с винительным и творительным падежами. С творительным падежом предлог под обозначает предмет, ниже которого что-либо находится: Собака лежит под столом (творительный падеж — где?). Собака легла под стол(винительный падеж — куда?).
г) Предлог за с творительным падежом обозначает предмет, позади которого что-либо находится или происходит: Дети играли за домом (творительный падеж — где?). Дети зашлиза дом (винительный падеж — за что?).
д) Предлог между обозначает положение предмета посередине чего-нибудь: Стол стоит между шкафом и кроватью.
3. Для обозначения совместности действия употребляется предлог сЯ обедал с другом. Существительное в творительном падеже с предлогом с может определить другой предмет: По улице шёл человек с усами (какой человек? — с усами).
4. Перед местоимением я предлоги над, под, перед, с имеют на конце онадо мной, подо мной, со мной.

Упражнение 1
Образуйте творительный падеж.
Я, ты, он, она, мы, вы, они.
Упражнение 2
Ответьте на вопросы. Расставьте ударения.
1) С кем вы разговариваете? (преподаватель).
2) С кем вы соревнуетесь? (спортсмен).
3) С кем вы беседуете? (преподаватель).
4) С кем вы обедаете? (подруга).
5) С кем вы отдыхаете? (брат).
6) С кем вы ездили в город? (отец).

Упражнение 3
Раскройте скобки. Расставьте ударения.
1) Я хочу познакомиться (ваш брат).
2) Я встретился (твой друг).
3) Дети заинтересовались (его рассказ).
4) Я обедаю (мой друг).
5) Я хочу побеседовать (он).
6) Мы поздравляем вас (день рождения).
7) Разреши пользоваться (твой учебник).
8) Все были довольны (наша экскурсия).
9) Мальчик хочет стать (лётчик).
10) Я любовался в саду (красные розы).

Употребление творительного падежа без предлогов
          Творительный падеж без предлогов употребляется при глаголах для обозначения орудия действия: писать (чем?) пером, рисовать (чем?) карандашом.

Упражнение 4
Составьте предложения. Расставьте ударения.
Беседовать (с кем? о чём?), бить (чем? кого?), восхищаться (кем? чем?), гордиться (кем? чем?), жертвовать (чем?), обрадовать (кого? чем?), заведовать (чем?), казаться (кем? чем?), касаться (чем?), лечить (чем? кого?), радовать (чем?), спорить (с кем? о чём?), умывать (чем?), увлекаться (кем? чем?), являться (кем? чем?).

Упражнение 5
Ответьте на вопросы. Расставьте ударения.
1) Чем вы записываете лекции? (авторучка). 2) Чем вы пишете на доске? (мел). 3) Чем вы вымыли руки? (вода). 4) Чем вы интересуетесь? (спорт). 5) С кем вы разговариваете? (она). 6) С кем вы едете в деревню? (они). 7) С чем вы пьёте  чай? (сахар). 8) Чем художник писал картину? (краски).

Запомните:
1. Творительный падеж без предлога употребляется в составе сказуемого при глаголахбыть, стать, становиться, являться, казаться и др. Мой брат стал студентом. А.С.Пушкин является русским поэтом.
2. Следует различать вопросы с чем? чем?. Чем? -орудие действия. С чем? — совместное действие. Хлеб намазан (чем?) — маслом. Я ем хлеб с маслом (с чем?).

Текст
Государство – это я !
В 1655 году французский парламент – собрание представителей дворянства, горожан и духовенства – потребовал, чтобы король Людовик XIV изменил свою политику.
«Зачем ?» – удивился и насупил брови король.
«Она противоречит пользе государства», – был ответ. И тогда самодержец пожал плечами.
«Государство – это я !» — высокомерно бросил он.
Парламент отступил перед высочайшей волей.
Историки сомневаются, была ли сказана такая фраза. Но, как говорится, «если это и ложь, то она отлично придумана»: вели себя французские короли именно так.
А слова Людовика, пусть даже вымышленные, облетели весь мир. Их  повторяют всякий раз, когда хотят обрисовать человека самовлюблённого, наивно считающего себя главным лицом в обществе.




Тесты
Задание 1
Ответьте на вопросы, используя текст.
1. Что требовал парламент от короля Людовика XIV ?
2. Что ответил король ?
3. Как оценивают историки эту фразу ?
4. Почему фраза облетела весь мир ?

Задание 2
Вставьте нужные предлоги.

1. … театре было много знакомых.
2. Мы пришли … выставку рано.
3. Я езжу … работу на машине.
4. Она пришла … магазин вечером.
5. Мы ходили вчера … консерваторию.
6. Утром мы тренировались … стадионе.
7. … дискотеке было весело.

А. из;  Б. с;  В. в;  Г. на.


Ключ к заданию 2
1 – В; 2 – Г; 3 – Г; 4 – В; 5 – В; 6 – Г; 7 – Г.




Словарь к тексту

представитель дворянства — აზნაურთა წარმომადგენელი
горожанин — ქალაქელი
духовенство — სამღვდელოება
насупить брови — წარბების შეკვრა
самодержец — თვითმპყრობელი
пожать плечами — მხრების აჩეჩა
высокомерный (-ая, -ое) — ქედმაღალი
отступить — უკან დახევა
воля — აქ: ნება-სურვილი
сомневаться — დაეჭვება
ложь — სიცრუე
вымышленный (-ая, -ое) — მოგონილი
облететь — შემოვლა
самовлюблённый (-ая, -ое) — თვითმოყვარე
наивный (-ая, -ое) — გულუბრყვილო



Комментариев нет:

Отправить комментарий