среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 42. Родительный падеж без предлога при сказуемом «нет»



Урок 42. Родительный падеж без предлога при сказуемом «нет»

В русском языке часто употребляются предложения со сказуемым есть (имеется) и нет (не имеется)У меня есть книга. У меня нет книги. Предложения со сказуемым нетбезличные: в них нет подлежащего. При сказуемом нет употребляется дополнение в родительном падеже:

Время сказуемогоЛичное предложение со сказуемым есть
НастоящееУ меня есть товарищ, карандаш, книга, перо
ПрошедщееУ меня был (была, было, были) товарищ, карандаш, книга
БудущееУ меня будет (будут) товарищ, карандаш, книга, перо
НастоящееБезличные предложения со сказуемым нет
У меня нет товарища, карандаша, книги, пера
ПрошедшееУ меня не было товарища, карандаша, книги, пера
БудущееУ меня не будет товарища, карандаша, книги, пера




Упражнение 1
Вместо точек поставьте существительные в родительном падеже. Расставьте ударения.
1) Завтра у нас не будет … (лекция). 2) У меня нет … (карандаш и ручка). 3) У меня не было … (друг, подруга). 4) В аудитории нет … (студенты). 5) У меня нет … (время). 6) У преподавателя нет … (голос). 7) У студента нет … (деньги). 8) В городе нет … (вода). 9) В магазине нет … (очередь). 10) В колодце нет … (вода).


Упражнение 2
Ответьте утвердительно и отрицательно на каждый вопрос. Расставьте ударения.
1) У вас есть тетрадь? 2) У вас есть новая книга? 3) У вас есть в комнате телефон? 4) Есть у вас билеты в театр? 5) У вас есть время? 6) Есть ли у вас газеты и журналы? 7) У вас есть в доме лифт? 8) У вас есть телевизор? 9) У вас есть желание пойти со мной? 10) У вас есть столовая?







Текст
Данте Алигьери
          В майский день 1265 года в семье почтенного флорентийца Алигьери родился мальчик, которого назвали Данте. С самого раннего детства его пленяла красота. Он находил её всюду: и в серебряной дымке оливковых рощ, и в звучных словах народных песен, которые пела ему мать. А когда наступила юность, он встретил Беатриче, светловолосую девушку своих лет.
Он с первой минуты полюбил Беатриче и до последнего своего дня хранил в душе это чувство. Бродя в одиночестве, он мечтал её увидеть, а если им случалось встретиться, не смел заговорить.
Целыми днями он просиживал над книгами, изучал литературу и философию, рисовал, занимался музыкой и писал стихи.
Через несколько лет он уже был одним из самых образованных людей во  Флоренции.
(по Ц.Г.Миллеру и др.)

Тесты
Задание 1
Ответьте на вопросы по тексту.
1. Когда родился Данте ?
2. Что пленяло его с самого раннего детства ?
3. Кого встретил Данте в юности ?
4. Почему Данте не смел с ней заговорить ?
5. Чем занимался Данте целыми днями ?
6. Кем стал Данте через несколько лет ?

Задание 2
Вставьте глаголы нужного вида ?
1. Не (уходить – уйти) до моего возвращения.
2. Не (говорить – сказать) Тане, что мы готовим ей подарок.
3. Осторожно, не (падать – упасть)!
4. Мы пойдём вместе: (ждать – подождать) меня.
5. (Заходить – зайти) к нам как-нибудь.

Задание 3
Вставьте нужные предлоги и глаголы.
1. Вчера вечером … Тбилиси … плохая погода.
2. Раньше … площади … концерты.
3. Вчера весь день папа … занят … работе.

А. на, были;  Б. в, были;  В. в, была;  Г. был, на;  Д. был, в.

Ключ к тестам
1 – В; 2 – А; 3 – Г.


Словарь к тексту
почтенный (-ая, -ое) — პატივცემული, დარბაისელი
родиться — დაბადება
назвать — სახელის დარქმევა
раннее детство — ადრეული ბავშვობა
пленять — მოხიბვლა, მოჯადოება
олива — ზეთისხილი
роща — ჭალა
звучный (-ая,-ое) — მჟღერი
наступить — აქ: დადგომა
светловолосый (-ая, -ое) — ღია ფერის თმა
до последнего дня — უკანასკნელ დღემდე
хранить — შენახვა
душа — სული
бродить — ხეტიალი
одиночество — მარტოობა
мечтать – ოცნება
сметь – გაბედვა
просиживать над книгами – წიგნების კითხვა
заниматься мызыкой – მუსიკის სწავლა
образованный (-ая, -ое) – განათლებული


Комментариев нет:

Отправить комментарий