Урок 42. Родительный падеж без предлога при сказуемом «нет»
20.04.2012
В русском языке часто употребляются предложения со сказуемым есть (имеется) и нет (не имеется): У меня есть книга. У меня нет книги. Предложения со сказуемым нетбезличные: в них нет подлежащего. При сказуемом нет употребляется дополнение в родительном падеже:
Время сказуемого | Личное предложение со сказуемым есть |
Настоящее | У меня есть товарищ, карандаш, книга, перо |
Прошедщее | У меня был (была, было, были) товарищ, карандаш, книга |
Будущее | У меня будет (будут) товарищ, карандаш, книга, перо |
Настоящее | Безличные предложения со сказуемым нет |
У меня нет товарища, карандаша, книги, пера | |
Прошедшее | У меня не было товарища, карандаша, книги, пера |
Будущее | У меня не будет товарища, карандаша, книги, пера |
Упражнение 1
Вместо точек поставьте существительные в родительном падеже. Расставьте ударения.
1) Завтра у нас не будет … (лекция). 2) У меня нет … (карандаш и ручка). 3) У меня не было … (друг, подруга). 4) В аудитории нет … (студенты). 5) У меня нет … (время). 6) У преподавателя нет … (голос). 7) У студента нет … (деньги). 8) В городе нет … (вода). 9) В магазине нет … (очередь). 10) В колодце нет … (вода).
Упражнение 2
Ответьте утвердительно и отрицательно на каждый вопрос. Расставьте ударения.
1) У вас есть тетрадь? 2) У вас есть новая книга? 3) У вас есть в комнате телефон? 4) Есть у вас билеты в театр? 5) У вас есть время? 6) Есть ли у вас газеты и журналы? 7) У вас есть в доме лифт? 8) У вас есть телевизор? 9) У вас есть желание пойти со мной? 10) У вас есть столовая?
Текст
Данте Алигьери
В майский день 1265 года в семье почтенного флорентийца Алигьери родился мальчик, которого назвали Данте. С самого раннего детства его пленяла красота. Он находил её всюду: и в серебряной дымке оливковых рощ, и в звучных словах народных песен, которые пела ему мать. А когда наступила юность, он встретил Беатриче, светловолосую девушку своих лет.
Он с первой минуты полюбил Беатриче и до последнего своего дня хранил в душе это чувство. Бродя в одиночестве, он мечтал её увидеть, а если им случалось встретиться, не смел заговорить.
Целыми днями он просиживал над книгами, изучал литературу и философию, рисовал, занимался музыкой и писал стихи.
Через несколько лет он уже был одним из самых образованных людей во Флоренции.
(по Ц.Г.Миллеру и др.)
Тесты
Задание 1
Ответьте на вопросы по тексту.
1. Когда родился Данте ?
2. Что пленяло его с самого раннего детства ?
3. Кого встретил Данте в юности ?
4. Почему Данте не смел с ней заговорить ?
5. Чем занимался Данте целыми днями ?
6. Кем стал Данте через несколько лет ?
Задание 2
Вставьте глаголы нужного вида ?
1. Не (уходить – уйти) до моего возвращения.
2. Не (говорить – сказать) Тане, что мы готовим ей подарок.
3. Осторожно, не (падать – упасть)!
4. Мы пойдём вместе: (ждать – подождать) меня.
5. (Заходить – зайти) к нам как-нибудь.
Задание 3
Вставьте нужные предлоги и глаголы.
1. Вчера вечером … Тбилиси … плохая погода.
2. Раньше … площади … концерты.
3. Вчера весь день папа … занят … работе.
А. на, были; Б. в, были; В. в, была; Г. был, на; Д. был, в.
Ключ к тестам
1 – В; 2 – А; 3 – Г.
Словарь к тексту
почтенный (-ая, -ое) — პატივცემული, დარბაისელი
родиться — დაბადება
назвать — სახელის დარქმევა
раннее детство — ადრეული ბავშვობა
пленять — მოხიბვლა, მოჯადოება
олива — ზეთისხილი
роща — ჭალა
звучный (-ая,-ое) — მჟღერი
наступить — აქ: დადგომა
светловолосый (-ая, -ое) — ღია ფერის თმა
до последнего дня — უკანასკნელ დღემდე
хранить — შენახვა
душа — სული
бродить — ხეტიალი
одиночество — მარტოობა
мечтать – ოცნება
сметь – გაბედვა
просиживать над книгами – წიგნების კითხვა
заниматься мызыкой – მუსიკის სწავლა
образованный (-ая, -ое) – განათლებული
Комментариев нет:
Отправить комментарий