среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 82. Характеристика лица, предмета, явления (определение, определительное придаточное предложение, причастный оборот)



Урок 82. Характеристика лица, предмета, явления (определение, определительное придаточное предложение, причастный оборот)

Красивый дом.
Красивая картина.
Красивое море.
Определение в русском языке может быть выражено: именем прилагательным, именем числительным порядковым, местоимением, причастием. Оно согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже.

К нам приехал профессор, читающий лекции в университете.
К нам приехал профессор, который читает лекции в университете.
Для описательной характеристики лица, предмета, явления употребляются: причастие с относящимися к нему словами и придаточные предложения. Они синонимичны. Придаточное предложение чаще употребляется в научной речи. Причастие согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже, союзное слово который – только в роде и числе. Падеж слова который зависит от его функции в придаточном предложении.

Упражнение 1
Употребите слова из скобок в правильной форме.
(Древний) греки, а позднее римляне были (частый) гостями Колхиды – страны, (расположенный) на (восточный) берегу Эвксинского Понта, так в те времена называлось (Черный) море. (Торговый) пути (Средиземный) моря вели в страну колхов, оттуда греки вывозили ткани, пушнину, шерсть, воск, (ценный) породы деревьев, золото и другие металлы.

Упражнение 2
Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», выделите определения. Выучите отрывок наизусть.
… Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Упражнение 3
Определите, от каких слов зависит род и число союзного слова который. Определите его функцию в придаточном предложении.
1. Маленькую историю, которая случилась за две недели до этого, рассказал отец. 2. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу бледнели. 3. Сосновый запах, к которому привыкли мы на севере, влетел в опущенные окна вагонов. 4. Улыбка, с которой он обращался к новым знакомым, была просительная, но в то же время насмешливая. 5. Феликс вернулся с черным пакетом, в котором были фотографии.

Упражнение 4
Данные в скобках прилагательные и причастия согласуйте с существительными.
1. Дорогу пересекала (болотистый) речушка. 2. Заросли (высокие) кустами (светлые) полянки. 3. Он остановился у (песчаный) берега и лег на (теплый) траву. 4. В (речной) омутах по-вечернему закурилась вода. 5. Мы сели отдохнуть на (поваленный) ветром иву.

Упражнение 5
Употребите выражение врач, работающий в нашей поликлинике в следующих предложениях.
1. Вчера я был… . 2. Я ходил на прием … . 3. Мы встретили … . 4. Мне надо посоветоваться … .

Упражнение 6
Вставьте союзное слово который в нужной форме.
1. Я нашел книгу, … потеряла Лена. 2. Операция, … сделал молодой врач, прошла успешно. 3. Я повесил на стену картину, … подарили мне мои друзья. 4. Мы живем в доме, … построили недавно. 5. Говорили о художнике, … написал портрет певицы. 6. Мы смотрим все фильмы, … рассказывается о войне.

Упражнение 7
К выделенным причастиям и прилагательным подберите пояснительные слова. Расположите их так, чтобы определения стали обособленными.
1. В центре виднеющейся площади на мраморном пьедестале возвышался памятник. 2.Накопленные растениями органические и минеральные вещества человек использует для своего питания, для корма животных. 3. Голубые глаза Наташи светились приятной и спокойной улыбкой. 4. Резкий, порывистый ветер пронизывал нас насквозь. 5. Я долго не могла заснуть в этот памятный вечер. 6. Запряженные лошади стояли у крыльца. 7. Они медленно шли по взрытой дороге.

Упражнение 8
Замените, где это возможно, причастные обороты придаточными предложениями. Укажите, где такая замена невозможна.
1. В доме размещалось множество комнат, обставленных дорогой старинной мебелью. 2. Солнце походило на стеклянный шар, наполненный золотой влагой. 3. В длинном зале, называвшемся библиотекой, выстроилось около десятка шкафов с книгами. 4. Шофер, не пропустивший ни одного слова из разговора пассажиров, вдруг помрачнел и внезапно остановил машину. 5. Вот грянул гром, и тучи, охваченные синим огнем, вздрогнули. 6. Дорога сначала шла лесом, а потом сухим болотом, заросшим низкой березой и ольхой. 7. Разбуженный громкими веселыми голосами, я открываю глаза.

Текст
В окрестностях Клина
Весну 1888 года Чайковский проводит в окрестностях Клина, в Подмосковье. Он живет в живописном селе Фроловском. Здесь ему нравится всё: и полное отсутствие дачников, которые обычно мешали ему работать, и сама усадьба, и то, что тенистый сад незаметно переходил в лес…
Здесь Чайковским были созданы Пятая симфония, увертюра-фантазия «Гамлет». Здесь за 40 дней Чайковский сочинил балет «Спящая красавица». Здесь он окончил инструментовку написанной во Флоренции оперы «Пиковая дама». Здесь был начат балет «Щелкунчик» и родились первые наброски оперы «Иоланта».
5 мая 1892 года Чайковский поселился в Клину, в доме, где им потом была создана 6-я симфония.
… Утро Чайковского начиналось так: встанет, бывало, в восемь, выйдет в гостиную. В гостиной настежь распахнуты окна. Убедится, что на небе ни облачка, и направляется к уютной залитой солнцем веранде. Там примется за свой утренний чай. Пьет его неторопливо, долго. За чаем, как всегда просмотрит газеты, прочтет письма, полученные с утренней почтой. И, наконец, крикнет Волчку, который давно просится гулять: «Пошли!»
Утренняя прогулка Чайковского продолжается недолго: не пройдет и 40 минут, как он вернется домой.
А после обеда Петр Ильич вновь отправляется на прогулку – на этот раз продолжительную и дальнюю.
Чайковский обладал удивительно сильным, феноменальным чувством природы. Он был одарен способностью в каждом листке и цветочке видеть и понимать прекрасное… В письмах и дневниках Чайковского встречаются восторженные и поэтичные описания природы.
В окрестностях Клина Чайковский нашел то, к чему тянулся душой всю жизнь: простую, милую сердцу природу среднерусской равнины, с ее задумчивой далью, с полями, овражками, с тихими зорями, с привычной, но вечно волнующей сменой времен года.
Любимым временем года Чайковского была весна. По утрам он любил слушать перезвоны капели, говорливое журчанье ручьев в лесу.
В своем клинском уединении Чайковский подмечает все приметы весны, день за днем следит за ее веселой работой:
«Вода весенняя уже пошла… У мельницы водопад. Геройски переходил через разлившийся ручей в узком, но глубоком месте.» «Ходили… смотреть, как прорвало плотину». «Снегу уже почти нет – только в ямах.» Через месяц он заносит в дневник: «Еще лучше, совсем тепло»…А через два дня отметит как значительное событие: «Гремело!»
Великий музыкант, он умел слушать и слышать природу. Он испытывал «сильное и глубокое наслаждение» от птичьего щебета, от бабочек, порхающих в лучах яркого солнца, от «чудной» воды в реке и шумного ливня в лесу, от первого сорванного ландыша, который был любимым цветком Чайковского…
«Хорошо!…Хорошо до того, что я утром пойду погулять на полчаса, увлекусь и прогуляю иногда часа два. Все лес, и даже местами настоящий, таинственный, чудный бор», – пишет Петр Ильич из Фроловского.
И с той же радостной готовностью, с открытой душой, как встречал он первую весеннюю грозу, отмечает он в своем дневнике и дату возвращения зимы: «Первый снег»… – начало нового круговорота времен года.
(По М.Фридману)

Тесты
Задание1
Закончите предложения, используя материал текста.
1. Ровно в восемь Петр Ильич появлялся в … . 2. Окна в гостиной были … . 3. За  чаем он просматривает … . 4. Утренняя прогулка композитора … .

         Задание 2
Выделите в тексте отрывки, содержащие описание весны.


     Задание 3
Вставьте определения, подходящие по смыслу, пользуясь материалом для справок, приведенным ниже.
Наконец-то наступила весна. Весна была … . В этот день небо казалось особенно … . Мы вышли на опушку … леса. На небе ни облачка, только у самого горизонта протянулась … туча. За ней встает и … солнце. Оно такое … , что невольно закрываешь глаза. Вскоре начинает пригревать, ветер … . Кругом раздается треск – это ломается … лед, которым ночью затянуло лужи. Перед нами … луг. Вдали виднеются сосенки. В такое … утро хочется думать только о хорошем, светлом.
Материал для справок:
весна (ранняя, поздняя, запоздалая, дружная); небо (прозрачное, светлое, синее, безоблачное, мрачное, грозовое, серое); лес (зеленый, густой, редкий, дремучий, хвойный, лиственный, смешанный); туча (темная, черная, лиловая, грозовая); солнце (яркое, ослепительное, тусклое); ветер (слабый, теплый, сильный, порывистый, холодный); лед (тонкий, хрупкий, голубоватый); луг (зеленый, затопленный водой); холм (зеленый, высокий, пологий); сосна (молодая, стройная, невысокая); утро (весеннее, раннее, солнечное, холодное, морозное, серое).

Задание 4
Ответьте на вопросы.
1. Где Чайковский проводит весну 1888 года? 2. Где находится село Фроловское? 3. Что нравится Чайковскому во Фроловском? 4. Какие произведения были созданы здесь Чайковским? 5.За сколько дней Чайковский сочинил балет «Спящая красавица»? 6. Где Чайковский написал оперу «Пиковая дама»? 7. Когда Чайковский поселился в Клину? 8. Какая симфония была создана композитором в Клину? 9. Как начиналось утро Чайковского? 10. Как долго обычно продолжалась утренняя прогулка композитора? 11. Какой была послеобеденная прогулка Петра Ильича? 12. Какое время года Чайковский особенно любил? 13. Какие записи в дневнике делает Чайковский весной?

Задание 5
Вставьте подходящие по смыслу слова и словосочетания.
В лесу еще много снега, но уже чувствуется … . А вот и снег начал … .Солнце пригревает, слышны … . Растаял снег и побежали … . В лесу слышится … , это журчит талая вода. Пришло такое время, когда ничто уже не может сдержать … . Вот … почки на деревьях. Появились … . Солнце … . Когда возвращались домой, шел первый … . Вчера была первая весенняя … . С утра … светило солнце, но вдруг с востока появилась темная … . Блеснула … . Загремел … .
Слова для справок:
Молния, гром, перезвоны, капели, журчанье ручьев, весенний дождь, гроза, прийти, наступление весны, таять, вешние воды, лопаться, клейкий лист, грозовая туча, пригревать, зеленеть, по-весеннему.

Словарь к тексту
окрестность — მიდამო
живописный — თვალწარმტაცი
усадьба — კარმიდამო
тенистый  - ჩრდილიანი
набросок — მონახაზი
настежь — ღია
обдумывать — მოფიქრება
щебет — ჭიკჭიკი
готовность — მზადყოფნა


Комментариев нет:

Отправить комментарий