Урок 50. Дательный падеж с предлогами. Дательный падеж без предлогов
02.05.2012
Дательный падеж с предлогами
С дательным падежом употребляются предлоги к и по.
Дательный падеж с предлогом к отвечает на вопрос куда? и в этом значении противоположен родительному падежу с предлогом от: Поезд подошёл к станции. Поезд отошёл от станции. Перед словами мне, всем, всей предлог к имеет форму ко: ко мне, ко всем, ко всей. Дательный падеж с предогом к отвечает на вопрос когда?: к следующей неделе, к пятнице, ко вторнику, к среде, к третьему марта.
Дательный падеж с предогом по отвечает на вопрос где?: Автобус идёт по новой улице; на вопрос почему?: Студент не был на лекции по болезни.
Дательный падеж с предлогом по указывает на количество: Детям дали по яблоку; употребляется в устойчивых сочетаниях: Поезд идёт по расписанию.
Запомните:
С дательным падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки:Больной поправился благодаря врачу.
Упражнение 1
Вместо точек вставьте существительные в дательном падеже с предлогами. Расставьте ударения.
1) Трамвай подошёл … (остановка). 2) Люди спешили … (трамвай). 3) Я окончил работу … (среда). 4) (Дорога) … быстро шагал человек. 5) Люди плыли … (корабли). 6) Студент не пришёл на занятия … (болезнь). 7) (Я) … пришёл друг. 8) Друг передал … (он) письмо. 9) Я привёз … (она) подарок. 10) Он посмотрел … (открытое окно).
Упражнение 2
Ответьте на вопросы. Расставьте ударения.
1) Куда подошёл поезд? 2) Откуда отошёл поезд? 3) Откуда вы вчера шли? 4) Куда вы ходили сегодня утром? 5) Откуда вам пришло письмо? 6) Куда вы поедете летом? 7) Кому пришло письмо? 8) Кому объяснял учитель урок? 9) Кому посвятила мать всю свою жизнь? 10) Кому вы послали телеграмму?
Дательный падеж без предлогов
Дательный падеж без предлогов обозначает адресата, к которому направлено действие: Я послал письмо матери.
Упражнение 3
Составьте предложения. Расставьте ударения.
Адресовать (кому? что?), верить (кому?), возражать (кому?), вручать (кому? что?), задавать (кому? что?), дарить (кому? что?), докладывать (кому? что?), докладывать (кому? о чём?), объяснять (кому? что?), посылать (кому? что?), сообщить (кому? что?), указывать (кому? на что?).
Текст
Вера
Однажды в молодости Качалова был такой случай. Репетировалась пьеса Мольера. Станиславский сидел в зрительном зале и зорко следил за тем, что происходило на сцене. Качалову казалось, что он вошёл в роль. Он уверенно вёл свой монолог; но в середине не выдержал и взглянул на Константина Сергеевича, ожидая похвалы.
Старик насмешливо прищурил глаза и сказал шёпотом, но довольно ясно: «Нет, не то. Не верю».
Качалов похолодел и начал снова. Едва он дошёл до прежнего места, Станиславский также равнодушно повторил: «Не верю».
Качалов смутился. Он начал в третий раз и с трудом довёл монолог до конца. Станиславский даже не взглянул на него.
Ученик обиделся и решил убедить учителя.
На премьере он сыграл превосходно. Станиславский подошёл к нему и первый поздравил с успехом. «Теперь вы мне поверили, Константин Сергеевич?» «Я не верил вам тогда потому, что верил в вас всегда. Ваша победа – это моя победа».
Тесты
Задание 1
Составьте предложения, используя текст.
Зорко следить, вести монолог, войти в роль, ожидать похвалы, прищурить глаза, не взглянуть на него, сыграть превосходно, верить вам, верить в вас.
Задание 2
Замените выделенные слова местоимениями.
1. Мама готовит вкусный обед.
2. Мы видели странную женщину.
3. Девочка читает интересное письмо.
4. Брат курит американские сигареты.
А. её; Б. его; В. их.
Ключ к заданию 2
1 – Б; 2 – А; 3 – Б; 4 – В.
Словарь к тексту
вера — რწმენა
зоркий (-ая, -ое) — გამჭრიახი
войти в роль — როლში შესვლა
уверенно — დამაჯერებლად
похвала — ქება
насмешливо — დაცინვით
прищурить глаза — თვალების მოჭუტვა
шёпот — ჩურჩული
равнодушно — გულგრილად
смутиться — შეკრთომა
обидеться — წყენა
убедить — დარწმუნება
успех — წარმატება
Комментариев нет:
Отправить комментарий