четверг, 15 сентября 2016 г.

Урок 23. Сказуемое



Урок 23. Сказуемое

Для того чтобы построить простое предложение, следует выбрать подлежащее и сказуемое, которые являются главными членами предложения.
Подлежащее обозначает предмет или лицо, производящее действие.
Сказуемое обозначает действие или состояние подлежащего, выражается различными формами глагола.
Запомните:
1. Сказуемое бывает и составное, т.е. состоит из нескольких слов, например,продолжат учитьстал взрослым.
2. Составное глагольное сказуемое состоит из спрягаемой формы вспомогательного глагола и инфинитива основного глагола: Он начал работать в школе; Мы продолжали сидеть у дороги; Она не могла удержаться от смеха.
3. Именное составное сказуемое состоит из глагола-связки и присвязочного члена, выраженного существительным, прилагательным, местоимением, числительным и т.п.: Он был студентом; Этот сад-мой; Два плюс два будет четыре; Туфли ей были впору; Я в доме старший; Трудное дело-детей учить; День был воскресный; Директор у нас с выбритыми усами.
Форма есть, указывающая на настоящее время, обычно опускается: Он – геройскийпарень. В книжной речи эта связка может быть сохранена: Жена есть жена. Квадратесть четырехугольник.
Упражнение 1. Составьте предложения с данными словосочетаниями:
взять (что?), взять (кого? за что?), взять (кого? что?) с собой, взять влево, взять на себя смелость; броситься (на кого? на что?), броситься (за кем?), броситься в объятия, броситься на помощь.
Упражнение 2. Найдите в тексте составное именное сказуемое.
Тбилиси – столица Грузии. Историки и археологи могут рассказать, что древние поселения существовали на территории Тбилиси очень давно. Согласно одному из народных преданий основателем города Тбилиси является царь Вахтанг Горгасали.
Задание 1. Прочтите текст. Переведите  его на грузинский язык. Выпишите из текста подледащие и сказуемые и постройте предложения с ними.
Известный русский ученый Боткин в третий раз принимал экзамен по анатомии у одного студента. Юноша и на третий раз не мог ответить ни на один вопрос. Боткин не принял у него экзамена. Через некоторое время к Боткину пришла группа студентов. Они рассказали ему, что их товарищ крайне подавлен очередной неудачей, грозит покончить с собой, собирается вонзить нож в сердце.
Боткин успокоил их: «Ваш друг не знает строения человеческого тела. Он не найдет сердце».
Задание 2. Выпишите из текста группу подлежащего и сказуемого. Определите их вид и типы связей между словами.
Тесты
1. Я люблю тбилисск… консерватори… .
2. Дети слушают интересн… мызык… .
3. Мы не понимаем нов… преподавател… .
4. Гость готовил итальянск… пицц… .
5. Я видела нов… ученик… .
6. Она слушает умн… учител… .
Ключ к тестам
А – ую, Б – у, В – ю, Г – ого, Д – а, Е – я.
1 – А, В; 2 – А, Б; 3 – Г, Е; 4 – А, Б; 5 – Г, Д; 6 – Г, Е.

Словарь к тексту
принимать экзамен — გამოცდის მიღება
крайне подавлен — უკიდურესად დანაღვლიანებული
очередная неудача — მორიგი წარუმატებლობა
грозить — დამუქრება
покончить с собой — თავის მოკვლა
вонзить нож в сердце — გულში დანის ჩარტყმა
успокоить — დამშვიდება
строение человеческого тела — ადამიანის ტანის აგებულება
найти — პოვნა


Комментариев нет:

Отправить комментарий