Урок 75. Глагольный тип выражения субъектно-предикативных отношений. Согласование сказуемого с подлежащим
26.06.2012
Время бежит. Время бежало.
Девочка играет. Девочка играла.
Каникулы начинаются. Каникулы начались.
Он (она) молчит. Он молчал. Она молчала.
Глагольное двусоставное предложение является наиболее часто встречающимся типом предложения. Оно может быть распространенным и нераспространенным. Если подлежащее в предложении выражено именем существительным или местоимением в именительном падеже, сказуемое согласуется с ним в настоящем времени в лице и числе, а в прошедшем – в роде и числе.
Взрослые сидели молча.
Провожающие шли по перрону.
Пять не делится на два.
Любая часть речи может субстантивироваться и выступать в роли подлежащего.
Отец с сыном поехали в город.
Отец с сыном поехал в город.
Сказуемое при подлежащем кто с кем ставится во множественном числе, так как относится одновременно к обоим существительным. Во втором случае форма с кемявляется дополнением. Сказуемое в таких случаях стоит в единственном числе.
Несколько студентов пришли.
Несколько страниц осталось.
Если подлежащее выражено сочетанием несколько (много, мало) + одушевленное существительное, сказуемое стоит во множественном числе, потому что одушевленное имя существительное считается активным. Если подлежащее выражено сочетаниемнесколько (много, мало) + неодушевленное существительное, сказуемое обычно стоит в единственном числе, потому что неодушевленное имя существительное считается пассивным.
ГЭС была построена в 1956 году.
Наш вуз занял первое место.
Если подлежащим является несклоняемое сложносокращенное слово, то сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование. Если сложносокращенное слово склоняется, то согласование происходит по общим правилам.
В грузинском языке, в отличие от русского (где подлежащее может стоять только в именительном падеже), подлежащее может стоять в именительном, повествовательном и дательном падежах в зависимости от серии глагола-сказуемого. Например: студент читает книгу სტუდენტი წიგნს კითხულობს; студент прочтет книгу სტუდენტი წიგნს წაიკითხავს; студент, оказывается, прочел книгу სტუდენტს წიგნი წაუკითხავს.
Текст
Случай из судебной практики
Дело происходило в N…ском окружном суде, в одну из последних его сессий.
На скамье подсудимых заседал N…ский мещанин Сидор Шельмецов, малый лет тридцати, с цыганским подвижным лицом и плутоватыми глазами. Обвиняли его в краже со взломом, мошенничестве и проживательстве по чужому виду. Последнее беззаконие осложнялось еще усвоением не принадлежавших титулов.
Прокурор сумел доказать, что Шельмецов виновен и не заслуживает снисхождения. Поднялся защитник. Все навострили уши. Воцарилась тишина. Адвокат заговорил и… пошли плясать нервы N…ской публики! Он вытянул свою смугловатую шею, склонил набок голову, засверкал глазами, поднял вверх руку, и необъяснимая сладость полилась в напряженные уши. Язык его заиграл на нервах, как на балалайке… После первых же двух-трех фраз его кто-то из публики громко ахнул и вынесли из залы заседания какую-то бледную даму. Все зрачки расширились, лица побледнели от страстного ожидания последующих фраз, они вытянулись… А что делалось с сердцами!?
Адвокат говорил о страданиях Шельмецова при шестимесячном предварительном заключении, когда лишена была любимого супруга жена. Глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца. Дети голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны. Они протягивают свои ручонки, прося возвратить им их отца.
В публике послышались всхлипывания. Заплакала какая-то девушка с большой брошкой на груди. Вслед за ней захныкала соседка ее, старушонка.
Защитник говорил и говорил. Вынесли из залы еще двух дам. Председатель надел очки, чтобы не заметили слезинки, навернувшейся в его правом глазу. Все полезли за платками. Прокурор, этот камень, этот лед, бесчувственнейший из организмов, беспокойно завертелся на кресле, покраснел и стал глядеть под стол. Слезы засверкали сквозь его очки.
— Взгляните на его глаза! — продолжал защитник. — Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О, нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под этой грубой, уродливой грудью бьется далеко не преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?!
Тут не вынес и сам подсудимый. Пришла и его пора заплакать. Он замигал глазами, заплакал и беспокойно задвигался…
— Виноват! — заговорил он, перебивая защитника. — Виноват! Сознаю свою вину! Украл и мошенничал! Окаянный я человек! Деньги я из сундука взял, а шубу краденую велел свояченице спрятать… Каюсь! Во всем виноват!
И подсудимый рассказал, как дело было. Его осудили.
(По А.П.Чехову)
Упражнение 1
Составьте предложения с данными глаголами.
Доказать (кому? что?), воцарилось (что?), склонить (что? куда?), сознать (что?), взять (что? откуда?), рассказать (кому? что?), осудить (кого? за что?).
Упражнение 2
Найдите подлежащие и определите способ их выражения.
1. Дело происходило в суде. 2. Все навострили уши. 3. Молчать было трудно. 4. Опоздавшие вошли в комнату. 5. Двое мальчиков громко заплакали. 6. Прокурор с защитником долго спорили. 7. Несколько женщин вышли из зала суда. 8. Мать с сыном ждали отца. 9. Один из слушателей молча встал. 10. Кто-то из публики громко закричал.
Упражнение 3
Составьте предложения, используя в качестве сказуемых данные ниже глаголы.
Заседать, обвинять, доказать, засверкать, вынести, плакать, ожидать, голодать, говорить, заметить, глядеть, заговорить.
Тесты
Задание 1
Выясните по толковому или двуязычному словарю, какие слова в каждом синонимическом ряду имеют нейтральный, книжный или разговорный характер. Придумайте с ними предложения.
Бегать – носиться, беспорядок – неразбериха, благодарить – выражать благодарность, взрослый – большой (мальчик), войти – проследовать.
Ключ к заданию 1
Носиться – разговорное, неразбериха – разговорное, выражать благодарность – книжное, большой – разговорное, проследовать – книжное.
Задание 2
Замените синонимами выделенные слова.
1. На практических занятиях студенты разбирали актуальные вопросы внешней политики. 2. Это был активный студент. Он был старостой курса, участвовал в художественной самодеятельности и выполнял десятки поручений. 3. Он активно готовился к экзаменам, которые должен был скоро сдавать. 4. Мы должны на уроке подробно анализировать этот художественный текст. 5. Мы долго беседовали об искусстве. 6. Его бесстрашие в годы войны поражало нас.
Слова для справок: современный, энергично, инициативный, говорить, разбирать, смелость.
Ключ к заданию 2
1. современные вопросы. 2. инициативный студент. 3. энергично готовился. 4. разбирать текст. 5. говорили об искусстве. 6. смелость поражала нас.
Словарь к тексту
окружной (суд) — საოლქო (სასამართლო)
подвижный (-ая, -ое, -ые) — მოძრავი, ცოცხალი
плутоватый (-ая, -ое, -ые) — ცუღლუტი
обвинять(обвиняет) — დადანაშაულება(ადანაშაულებს)
беззаконие (-я) — უკანონობა
снисхождение (-я) — შეწყნარება
пошли плясать нервы — განერვიულება
смуглый (-ая, -ое, -ые) — შავგვრემანი
поднять руку — ხელის აღმართვა
напряженный (-ая, -ое, -ые) — დაძაბული
зрачок (зрачка, зрачки) — გუგა
всхлипывание (-я) — ქვითინი
захныкать (захнычет) — ასლუკუნება (ასლუკუნდება)
завертеться (завертится) — აწრიალება (აწრიალდება)
дерзать (дерзает) — გაბედვა (ბედავს)
замигать (замигает) — ახამხამება (აახამხამებს)
перебить (перебивает) — გაწყვეტა (აწყვეტინებს)
мошенничать (мошенничает) — თაღლითობა (თაღლითობს)
Комментариев нет:
Отправить комментарий