среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 85. Выражение времени



Урок 85. Выражение времени

Сегодня, в четверг, в пять часов вечера состоится большой вечер- концерт.
Для обозначения момента действия употребляются следующие конструкции: а) в + существительное час или количественное сочетание два (три, четыре …) часа в винительном падеже : в два часа; б)  в + существительное половина в предложном падеже + порядковое числительное в родительном падеже: в половине седьмого; в) количественное сочетание две (три, четыре …) минуты в винительном падеже + порядковое числительное в родительном падеже: пять минут восьмого; г) названия дней, недели в винительном падеже с предлогом в; д) названия месяцев и слово год в предложном падеже с предлогом в; е) существительное неделя в предложном падеже с предлогом на.

– Какой сегодня день?
– Четверг.
– Какое число?
– Шестое июля.
– Какого года?
– 2000 года.
Для выражения даты употребляется сочетание порядкового числительного в именительном падеже с существительным, обозначающим название месяца, в родительном падеже, сочетание порядкового числительного с существительным год в родительном падеже, а для обозначения момента действия (когда?) употребляется сочетание порядкового числительного с существительным, обозначающим название месяца, в родительном падеже + сочетание порядкового числительного с существительным в родительном падеже.

– На какое время едешь?
– На месяц.
– За какое время кончишь работу?
– За месяц.
– Когда приедешь?
– Через месяц.
Для выражения отрезка времени употребляется винительный падеж с предлогами на, за, через.

Взаимосвязь двух действий во времени выражается с помощью придаточных предложений времени с союзами когда, пока, до того как, перед тем как, прежде чем, после того как. Например: Когда я сидел в автобусе, я читал газету. Пока шли дожди, деревья были зелеными. Разошлись по домам, после того как стемнело.

Упражнение 1
Вставьте вместо точек предлоги, слова из скобок поставьте в нужном падеже.
1. Я буду делать доклад … (вторник). 2. … (прошлая суббота) мы были на концерте в зале филармонии. 3. … (суббота, будущая неделя) у вас будет экскурсия в Гелати. 4. Тина будет сдавать экзамен по английскому языку … (среда, эта неделя). 5. … (четверг, прошлая неделя) наша группа ездила в Баку. 6. … (прошлый год, май) мы ездили по туристической путевке в Германию. 8. Я учился в Тбилисском государственном университете … (1974-79г.г.).

Упражнение 2
Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках.
1. Когда вы были в Батуми ?
(прошлый год, 2011 год, лето, конец мая, начало осени)
2. Когда вы учились на курсах русского языка?
(март-апрель 2012 года)
3. Когда он вернется из деревни?
(пятница, будущая неделя, эта неделя, вторник, суббота)
4. Когда вы видели Вахтанга?
(первое сентября, утро, вечер, три часа)

Упражнение 3
Ответьте на вопросы.
1. Какое сегодня число? 2. Какое число было вчера? 3. Какой сегодня днь? 4. Какое число будет завтра? 5. Какой день был вчера? 6. Какой день будет завтра?

Упражнение 4
Допишите предложения, укажите начало и конец действия.
1. … мы жили в горах и каждый день ходили на лыжах. 2. Я еду домой и пробуду там … . 3. Каникулы продолжаются … . 4. Домой вернусь … .

Упражнение 5
Допишите предложения.
1. Мы вышли из дома, когда … .
2. Когда он сдал экзамены, … .
3. Пока он готовился к выходу, … .
4. После того как мы сделали лабораторную работу, мы … .
5. Прежде чем мы стали писать дипломную работу, … .

Упражнение 6
Объсните значение придаточных времени с союзами когда, после того как, с тех пор как, как только.
1. Когда катер скрылся за поворотом, мы стали подниматься вверх. 2. Когда мальчик зашел к ней, она попросила его посидеть. 3. Разошлись по домам, после того как отряд остановился в центре города. 4. Когда начинаются дожди, кругом зеленеет листва. 5. С тех пор как существует транспорт, инженеры озабочены проблемой двигателя. 6. Как только прекращался шторм, рыбаки выходили в море.

Упражнение 7
Выберите падежную форму, соответствующую смыслу предложения.
1. (За утро, все утро) я успел повторить только два раздела программы. 2. Мы сегодня уезжаем (на весь день, за весь день) в лес. 3. (Лето, на лето) мы провели в деревне.

Текст
Новое платье короля
          Много лет назад жил король, который так любил красивые платья, что все деньги тратил на одежду. Он не заботился об армии, не интересовался театром, не любил гулять. А если и выходил на прогулку или в театр, то только для того, чтобы показать своё новое платье. Для каждого часа суток у него было особое платье, и если о некоторых королях часто говорят: «Король занят государственными делами», то о нём обычно говорили: «Король одевается».
В том большом городе, где он жил, люди проводили время весело, и туда часто приезжали иностранцы.
Однажды пришли туда и три обманщика, которые, когда узнали о страсти короля к новым платьям, сказали ему, что они замечательные ткачи. Они сказали королю, что могут сделать для него такую ткань, какой свет ещё не видел. Эта ткань не толькоочень красива, она обладает чудесным свойством: платья из этой ткани не может видеть человек, который плохо справляется со своими обязанностями или же просто глуп, — для такого человека эти платья становятся невидимыми.
«Вот так платья! — подумал король. — Надену такое платье и сразу узнаю, кто в моём королевстве на своём месте, а кроме того, сумею отличить глупых от умных». И он дал обманщикам много денег вперёд для того, чтобы они сразу начали свою работу.
Обманщики поставили три ткацких станка и стали делать вид, что работают, хотя на станках у них ничего не было.
«Хотелось бы мне знать, что они уже сделали, — подумал король. — Конечно, за себя я не беспокоюсь, я не дурак, но пусть лучше посмотрит первый министр. Он и умён, и с обязанностями своими справляется прекрасно».
Когда старый министр вошёл в комнату, где сидели ткачи, и увидел пустые станки, он подумал: «Боже мой! Неужели я глуп? Вот никогда не подозревал! Или, может быть, я не справляюь с государственными делами? Но никто не должен об этом знать». И он стал восхищаться тканью, сделал вид, что любуется красивым рисунком.
«Я передам королю, что ткань мне очень понравилась», — сказал первый министр и ушёл весь красный от стыда.
Весь город знал о чудесных свойствах ткани, и каждый хотел проверить, умён или глуп его сосед. Все ждали того дня, когда король покажет народу своё новое платье.
Каждый день король посылал к обманщикам какого-нибудь министра и всегда получал одинаковый ответ: ткань чудесная, замечательная. Каждый день обманщики требовали денег и, конечно, получали их.
Наконец, король решил посмотреть на новое платье. Когда он со своими министрами пришёл в комнату, где находились обманщики, все министры в один голос закричали: «Чудесно! Великолепно!»
«Что такое? — подумал король. — Я ничего не вижу. Какой ужас! Значит, я глуп! Или я никуда не годный король? Это было бы хуже всего!». Но вслух он сказал: «Очень красиво! Мне хочется скорее надеть это платье и показать его моему доброму народу».
Король приказал своим слугам раздеть его, а обманщики сделали вид, что помогают королю надеть новое платье. Король стоял перед зеркалом голый, а все министры говорили ему ежеминутно: «Ваше величество! Как вам идёт это новое платье! Как отлично оно на вас сидит!»
Наконец король сказал: «Я готов» и вышел на улицу в сопровождении своих министров.
Все люди выбегали на улицу, смотрели из окон. Все хотели видеть новое платье короля. И все люди говорили: «Боже! Как оно красиво, это новое платье короля
И ни один человек не хотел признаться, что он ничего не видит.
- А король-то голый, — крикнул вдруг ребёнок.
- Послушайте-ка, послушайте-ка, что говорит невинное дитя, — начали шёпотом передавать друг другу слова ребёнка. — Ребёнок говорит, что на нём ничего нет.
- На нём ничего нет, — закричал, наконец, весь народ.
Король вздрогнул. Ему показалось, что люди правы, но он сделал вид, что не слышитэтих криков, потому что надо было довести до конца церемонию.

(Ганс Христиан Андерсен)
Тесты
Задание 1
Выпишите из текста определения вместе с определяемым словом и составьте предложения. Расставьте ударения.

Задание  2
Выпишите из текста сложные предложения с придаточным определительным. Расставьте ударения.

Задание  3
Составьте предложения со следующими словосочетаниями. Расставьте ударения.
          Тратить деньги на одежду, обладать чудесным свойством, отличать глупых от умных, восхищаться тканью, любоваться красивым рисунком, красный от стыда, сидит отлично, выйти в сопровождении, говорить шепотом, довести до конца.

Запомните:
1. Определение бывает согласованное и несогласованное. Согласованное определение выражается прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными, причастиями, стоит перед определяемым словом и согласуется с ним в числе, падеже, а в единственном числе и в роде: Король любил красивые платья. Первое платье короля было расшито золотом. Король гордился своими платьями.
2. Несогласованное определение может быть выражено существительным в родительном падеже без предлога, косвенными падежами с предлогами, местоимениямиего, ее, их, неопределенной формой глагола: Его платье висело на вешалке. Платье королявызвало усмешки.
3. Согласованное определение, выраженное причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом, стоит обычно после определенного слова: По улице шёл король, раздетый догола.

Задание  4
Из простых предложений составьте сложные предложения с придаточными определительными.Расставьте ударения.
1) Много лет назад жил король. Король любил красивые платья. 2) В город пришли обманщики. Обманщики узнали о страсти короля. 3) Все ждали того дня. Король покажет народу свое новое платье. 4) Министр стал восхищаться тканью. Ткань имела красивый рисунок.

Запомните:
1. Определительные придаточные предложения присоединяются к главным при помощи относительных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда и союзовбудто, как будто.
2. Придаточные определительные, в которых относительное слово который стоит в именительном падеже, а сказуемое выражено глаголом в настоящем или прошедшем времени, синонимичны оборотам с действительным причастием настоящего или прошедшего времени. В город пришли обманщики, которые узнали о страсти короля.  В город пришли обманщики, узнавшие о страсти короля.

Задание 5
Составьте предложения с причастными оборотами. Расставьте ударения.
1) Король, который любил красивые платья. 2) Обманщики, которые опозорили короля. 3) Министры, которые не говорили правду. 4) Народ, который молчал со страху. 5) Мальчик, который сказал правду. 6) Король, который не слышал криков.


Словарь к тексту
тратить деньги — ფულის ხარჯვა
обманщик — მატყუარა
страсть — ვნება
ткач — მქსოველი
обязанность — მოვალეობა
станок — ჩარხი, დაზგა
глупый — სულელი
голый — შიშველი
вздрогнуть — შეკრთომა
довести до конца — ბოლომდე მიყვანა

         Повторение
     Запомните
Наречия обозначают признак действия (მოქმედების თვისება)
          1. Хорошо, правильно, быстро, плохо
2. По-русски, по-грузински, по-немецки
3. Холодно, тепло, жарко, прохладно
4. Давно, теперь, недавно, сейчас, скоро, тогда, потом
5. Редко, часто, всегда, обычно, иногда, никогда
6. Много, мало, очень
დაიმახსოვრეთ მოდელები:
1. Он говорит по –русски хорошо
ის (კაცი) რუსულად კარგად ლაპარაკობს
2. Зимой на улице холодно
ზამთარში ქუჩაში ცივა
3. Ему холодно
მას (კაცს) ცივა
4. Летом на улице жарко
ზაფხულში ქალაქში სიცხეა
5. Осенью  прохладно
შემოდგომაზე სიგრილეა
6. Раньше он учился в школе
წინად ის სკოლაში სწავლობდა
7. Теперь он учится в университете
ახლა ის უნივერსიტეტში სწავლობს
8. Скоро он получит диплом
ის მალე დიპლომს მიიღებს
9. Он редко болеет
ის იშვიათად ავადმყოფობს
10. У нее много книг
მას (ქალს) ბევრი წიგნი აქვს



Комментариев нет:

Отправить комментарий