среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 92. Однородные явления (сложносочиненные предложения)



Урок 92. Однородные явления (сложносочиненные предложения)

Стемнело и небо покрылось тучами.
В Туркменистане нет ни лесов, ни болот.
Союзы и, ни-ни, тоже, также связывают однородные явления в пределах как простого, так и сложносочиненного предложения. Они  выражают отношения синтаксической равнозначности и равноправности.

Дом был большой, но в нем жили только два студента.
Я живу в Тбилиси, а моя сестра – в Москве.
Зимой здесь темнеет рано, зато в начале лета неделями длятся белые ночи.
Союзы а, но, зато, однако устанавливают противительную связь между однородными членами простого предложения и частями сложносочиненного предложения.

Он то смеялся, то плакал, то подолгу молчал.
Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
Третьего пути нет: либо ты с нами, либо ты против нас.
Разделительные союзы связывают однородные члены простого предложения и части сложноподчиненного предложения. Они устанавливают между частями отношения разделения, выбора.

Упражнение 1
Прочитайте предложения. Вставьте один из противительных союзов.
1. Он говорил, … она молчала. 2. Днем было жарко, … ночью случались заморозки. 3. Прошло назначенное время, … курьера не было видно. 4. Институт невелик, … научная работа ведется в нем интенсивно. 5. Взрослые пошли в театр, … дети остались дома.

Упражнение 2
Выучите пословицы. Найдите их эквиваленты в грузинском языке.
1. Береги платье снову, а честь смолоду. 2. Ум хорошо, а два лучше. 3. Труд человека кормит, а лень портит. 4. Ученье свет, а неученье – тьма. 5. Глупый осудит, а умный рассудит.

Упражнение 3
Закончите предложения.
1. Наступил вечер, но … . 2. Начался концерт, но … . 3. Было поздно, но … . 4. Прошел год, но … . 5. Прибыл поезд, но … .

Упражнение 4
Вместо точек вставьте союзы а, но или и.
1. Он говорил, … мы смотрели на него.  2. Я всегда мечтал об этом, … моя мечта осуществилась только теперь. 3. Я начал было писать письмо, … кто-то позвонил. 4. Он болен, … ты его беспокоишь. 5. Троллейбус остановился, … я вышел. 6. Мороз все усиливался, … все спешили домой. 7. Мороз все усиливался, … никто не спешил домой.

Упражнение 5
Продолжите предложения так, чтобы получилось: 1) простое предложение с однородными членами, с соединительным союзом и; 2) сложносочиненное  предложение с союзом и.
1. Звонок прозвенел … .  2. Преподаватель вошел … . 3. Выстрел раздавался … . 4. Судья встал … . 5. Ко мне пришел товарищ … .

Упражнение 6
Замените союз но союзом зато. Объясните его значение.
1. Эта комната небольшая, но в ней всегда тепло. 2. У него были только цветные карандаши, но ими он делал рисунки, приводившие всех в восторг. 3. Здесь уже не было сирени, но пахло полем и зеленела рожь.

Текст
Муций Сцевола
Враги осадили Рим. Осада была длительной, и в городе начались болезни и голод. Все попытки римлян спасти свой город кончались неудачей, и тогда один молодой римлянин, по имени Муций, решился на отчаянный шаг. Он спрятал под плащом кинжал и отправился в лагерь врагов, чтобы убить их предводителя. Юноше благоприятствовала удача, и он пробрался в палатку вождя. В это время там раздавали жалованье воинам. Это делал писарь, и воины то и дело подходили к нему с вопросами. Муций не знал вождя в лицо и, приняв писаря за рекса (вождя), бросился к нему и поразил его кинжалом. Воины схватили Муция, обезоружили его и привели к вождю.
- Кто ты такой? – спросил вождь.
Юноша бесстрашно ответил ему:
- Я римский гражданин. Зовут меня Муций. Я хотел убить тебя, врага моего отечества. Я ошибся, и ты уцелел. Но дни твои сочтены, 300 римских юношей составили заговор против тебя. Первый жребий пал на меня. То, что не удалось мне, удастся кому-нибудь из остальных.
Разгневанный вождь угрожал сжечь его живым на костре и приказал развести  огонь. Муций, не сказав ни слова, подошел к жаровне и положил правую руку на пылающие угли. Муций стоял не дрогнув, пока его рука медленно обугливалась. Присутствующие были поражены ужасом, и больше всех поражен бал их предводитель, когда он увидел, с каким презрением относится римский юноша к физическим страданиям. Он вскочил, приказал оттащить юношу от жаровни и воскликнул:
- Ступай отсюда безнаказанно. Ты с собой поступил более жестоко, чем со мной. Желал бы я, чтобы и за меня сражались такие бесстрашные люди.
Изумленный храбростью римлян и опасаясь за свою жизнь, вождь не только отпустил Муция, но и снял осаду с Рима.
Благородные римляне высоко оценили подвиг Муция. Ему дали прозвище «Сцевола», что значит «левша». Прозвище это стало почетным именем потомков Муция, напоминая о его великой самоотверженности.
Имя Муция Сцеволы стало нарицательным, и теперь оно употребляется для обозначения бесстрашных героев, жертвующих всем для отечества.
( Из книги «Древний Рим»)

Тесты
Задание 1
Перескажите текст. Назовите героев из истории Грузии.

Задание 2
Используйте выражение «Все попытки кончались неудачей» и составьте маленький текст.

Задание 3
Как вы понимаете слова: «Имя Муция Сцеволы стало нарицательным?» Приведите аналогичные примеры.

Задание 4
Слова потомок и предок – члены одной лексико-семантической группы. Постарайтесь восстановить всю группу.

Задание 5
Просмотрите словосочетания. Продолжите список слов, сочетающихся с глаголами прививать, вырабатывать, учить. Определите семантику существительных, которые сочетаются с данными глаголами и с глаголом приучать (обозначение черт характера, особенностей поведения и т.п.)
Прививать – привить кому-либо что-либо: мужество, стойкость, чувство ответственности (долга), любовь, отвращение, ненависть, склонность к чему-либо, навык, умение, … .
Вырабатывать – выработать что-либо у кого-либо: привычку, характер, какую-либо черту характера, силу воли, требовательность, твердость, убежденность, выдержку, быструю реакцию (на что-либо), … .
Учить – научить кого-либо чему-либо: сына, детей, молодежь, … смелости, стойкости, выдержке, выносливости, трудолюбию, ответственности, деликатности, культуре поведения, бережливости, мужеству, убежденности, непримиримости, …; учить любить (труд), презирать (ложь), … .

Словарь к тексту
осадить (что?) — ალყის შემორტყმა
осада — ალყა
благоприятствовать (кому? чему?) — ხელის შეწყობა (უწყობს)
обезоружить (кого?) — განიარაღება (განაიარაღა)
дни сочтены — დღეები დათვლილია
жребий — წილი, ხვედრი
жаровня — მაყალი
поражен (-а, -о, -ы) — განცვიფრებულია

Повторение
Запомните
დაიმახსოვრეთ დიალოგები
 - Извините, здесь занято ?
- Нет, это место свободно.
- Вы разрешите ?
- Да, конечно. Садитесь, пожалуйста.
- Благодарю.

***
 - Разрешите представиться, меня зовут Кетино. А вас ?
- А меня Тина.
- Очень приятно!
- Сколько вам лет ?
- Мне двадцать. А вам ?
- А мне восемнадцать.

***
 - Вы учитесь или работаете ?
- Я учусь в университете. А вы ?
- А я учусь и работаю. Днем я работаю, а вечером учусь на вечернем    отделении института.
- А где вы работаете ?
- Я работаю на заводе.

***
 - Что вы обычно делаете по вечерам ?
- По вечерам я обычно отдыхаю дома: читаю книги, слушаю музыку, смотрю телевизор.
- Какие книги вы любите читать ?
- Я предпочитаю классическую литературу. Читаю Пушкина, Чехова,  Толстого, Достоевского.
- А какую музыку вы любите ?
- Разную, но предпочитаю классическую.
- Кого из композиторов слушаете ?
- Я люблю Моцарта.
***
 - Вы свободны в субботу ?
- Да, а что ?
- Хочу пригласить вас на концерт.
- Конечно, согласна. Пойду с большим удовольствием.
- Где и в котором часу встретимся ?
- Давайте встретимся в семь часов у центрального входа.
- Договорились. До встречи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий