Урок 18. Вопросительные, притяжательные и указательные местоимения
01.03.2012
1. Чей и какой — вопросительные местоимения.
2. Мой, твой, наш, ваш, его, её, их — притяжательные местоимения, они
отвечают на вопрос чей? и обозначают принадлежность.
3. Этот, тот — указательные местоимения, они отвечают на вопрос какой?
число,род
Местоимения
|
Единственное число
| Множественное число | ||
мужской род | женский род | средний род | для всех родов | |
Вопросительные | чей? какой? | чья? какая? | чьё? какое? | чьи? какие? |
Притяжательные | мой, наш, твой, ваш (его) | моя, наша, твоя, ваша (её) | моё, наше, твоё, ваше (его) | мои, наши, твои, ваши (их) |
Указательные | этот, тот | эта, та | это, то | эти, те |
Упражнение 4
Ответьте на вопросы.
Какой это стол? Какая эта карта? Чья эта комната? Какой словарь? Какой это журнал? Чьи эти книги? Какая она? Какие они?
Упражнение 5
Согласуйте местоимения.
Мой (книга, журнал, дом, ученик), твой (брат, сестра, родители, успехи), наш (день, учитель, дом, задание, задача, институт), этот (тетради, книги, дома, дороги, день), тот (дом, комната, здание).
Упражнение 6
Ответьте на вопросы.
Мой — Чей карандаш? Чья книга? Чьё перо?
Наш — Чей журнал? Чья тетрадь? Чьё окно?
Твой — Чья работа? Чей друг? Чьё перо?
Ваш — Чей брат? Чьё письмо? Чья сестра?
Упражнение 7
Вместо точек поставьте местоимения его, её, их.
1) Это мой товарищ, вот … портфель. 2) Это наша преподавательница, вот … портфель. 3) Вот ваш сын, это … ручка. 4) Это моя сестра, вот … книга. 5) Это моя мать, вот … дети. 6) Это мои ученики, вот … работы.
Упражнение 8
Вместо точек вставьте слова из скобок.
Вот … здание (большой, белый). Это … школа (наш, новый). Здесь работают … родители (мой). В … школе учатся … товарищи (это, мой). Тут они изучают … предметы (свой любимый). Скоро дети закончат … школу (свой, любимый).
Текст
Колхида
Сведения о Колхиде встречаются у Гомера и Гесиода в связи с мифом об аргонавтах, отправившихся в страну колхов за золотым руном. С VI в. до н.э. у греческих писателей даются более точные сведения о Колхиде и Иберии (Картли): здесь чеканились серебряные монеты, для ведения торговли строились дороги, рынки и склады, дома возводились по правилам архитектуры. В экономике обоих государств большую роль играли ремёсла, а в хозяйстве применялся труд рабов.
(Г. Хуцишвили)
Тесты
Задание 1. Составьте предложения, используя глаголы:
изменять (что?) – изменяться, повышать (что?) – повышаться, начинать (что?) – начинаться, кончать (что?) – кончаться, образовать (что?) – образоваться.
Справка
Подберите к данным глаголам слова из задания 1:
внешность – внешне, цены – в образовании, урок – сеанс, речь – вода, круг – течь.
Задание 2. Вставьте глаголы в нужной форме.
1.Я люблю … щёткой. В парикмахерской … красиво (причесать – причёсываться). 2. По утрам мать …, а потом … сама (умывать – умываться). 3. Отец … быстро. В детском саду няня … маленьких детей (одевать – одеваться). 4. Недавно он … первый раз. В парикмахерской … очень аккуратно (брить – бриться). 5. Войдя в квартиру, он сразу … (разуть – разуться).
Словарь к тексту
сведение — შეტყობინება
отправиться — გამგზავრება
золотое руно — ოქროს საწმისი
точные сведения — ზუსტი ცნობები
чеканить монету — მონეტის ჭრა
возводить дома — სახლების აგება
ремесло — ხელობა
раб — მონა
Комментариев нет:
Отправить комментарий