среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 73. Квалификация лица, предмета, явления (составное именное сказуемое)



Урок 73. Квалификация лица, предмета, явления (составное именное сказуемое)

Отец – учитель.
«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы.
Префикс – это приставка.
Лингвистикой называется наука о языке.
Именная часть сказуемого выражена именем существительным. Оно и отвечает на основной вопрос кто такой? (кто есть кто?) или что такое? (что есть что?)Кто твой брат? Мой брат – студент. Грамматическую функцию берут на себя глаголы-связки: быть, считать, считаться, называться, называть, казаться. Связка быть в настоящем времени отсутствует, а имя существительное в именной части стоит в именительном падеже. Между подлежащим и сказуемым ставится тире. В прошедшем и будущем временах, а также при других глаголах-связках имя существительное в именной части стоит в творительном падеже: Брат был студентом. Брат будет студентом.
В именной части обычно употребляются имена существительные – названия профессий, специальностей, рода занятий, термины родства. Эти конструкции выражают множество.

Упражнение 1
Переведите текст на грузинский язык.
Одним из важнейших периодов истории Закавказья является IX век. Это то время, когда почти двухвековое господство арабских завоевателей … стало испытывать серьезные трудности.
Одной из основных тем богатейшей грузинской агиографии раннего средневековья была борьба против иноверных арабов.
(Н.Вачнадзе, К.Куция)

Упражнение 2
Прочитайте пословицы со словом язык. В каких ситуациях они употребляются? Найдите сказуемые и определите способы их выражения.
1. Язык до Киева доведет. 2. Язык мой – враг мой. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. На языке мед, а под языком лед.

Текст
Не дай, а возьми
Однажды один мулла молился около бассейна и упал в него. Бассейн был очень глубок, а плавать мулла не умел. Когда мулла начал тонуть, он закричал от страха. У бассейна собрались люди. «Давай руку», — кричали все вокруг, но он никому не давал руки и продолжал кричать. Никто не знал, что делать.
В это время мимо проходил Абу-Нувас. Когда ему рассказали, в чём дело, он подошёл к бассейну и сказал: «На, мулла, возьми», – и протянул мулле руку. Мулла сразу схватил руку Абу-Нуваса и тот вытащил его из бассейна.
Никто не понял, как это произошло. Один человек спросил Абу-Нуваса: «Почему, когдамы кричали ему «дай руку», он не давал руки, а когда ты закричал «возьми», он сразу взял твою руку?» Абу-Нувас ответил ему: «Всё очень просто. Вы кричали – «дай», а я сказал – «возьми». Всё дело в том, что муллы привыкли брать, а не давать».

Лексико-грамматическая работа над текстом
Упражнение 3
Укажите в тексте простые и сложные предложения.

Упражнение 4
Выпишите из текста подлежащие и сказуемые. Укажите, в чем они согласуются.

Упражнение 5
Распространите следующие сочетания. Расставьте ударения.
Мулла молился, люди собрались, схватил руку, человек спросил, мы кричали, ответил ему, привык брать.

Упражнение 6
Выделите в тексте второстепенные члены предложения и укажите, чем они выражены.

Упражнение 7
Замените придаточные предложения времени, данные в тексте, деепричастными оборотами.

Тесты
Задание 1
Объясните, какие значения приобретут прилагательные и глаголы, сочетаясь с  существительными, приведенными в скобках. Составьте с ними предложения.
1. Узкий (платье, круг друзей, взгляды).
2. Корень (дуба, зла, слова).
3. Злой (человек, мухи, мороз, лицо).
4. Твердый (человек, знания, шаг, сроки).
5. Ставить (книги, голос, памятник).
6. Навести (красоту, порядок, справку).
7. Брать (в качестве примера, хитростью, верх).
Ключ к заданию 1
1. Небольшое по ширине; ограниченный; недалекие. 2. Часть растения, вросшая в землю; основа; часть (слова). 3. Недобрый, исполненный злобы; причиняющие боль, вред; сильный; выражающее злобу. 4. Непоколебимый, стойкий; отчетливые, безошибочные; уверенный; установленные. 5. Придавать вертикальное положение; обучать технике владения голосом (о певце); устанавливать; 6. Привести в хороший вид, сделать кого-либо красивым; сделать так, чтобы был порядок; справиться о чем-либо. 7. Выбирать для рассмотрения; добиваться цели (хитростью); побеждать, осиливать.

Задание 2
Определите, какие значения имеют выделенные слова в приведенных примерах.
1. Плывут в ясном небе светлые облака. 2. Дом окружал осенний, мертвый сейчас сад. 3. Мы сели отдохнуть. Молодая осина дрожала нежными листьями. 4. Над лугами тащилисьиз-за реки темные тучи. 5. Поезд тронулся. 6. Мы его просили спеть, а он все ломается.

Ключ к заданию 2
1. Светлый, ничем не затемненный, безоблачный. 2. Лишенный растительности. 3. Трясти. 4. Медленно двигаться. 5. Начинать двигаться, отправляться. 6. Упрямиться, не соглашаться из кокетства.



Комментариев нет:

Отправить комментарий