четверг, 15 сентября 2016 г.

Урок 5. Винительный и творительный падежи



Урок 5. Винительный и творительный падежи

Винительный падеж
          Винительный падеж отвечает на вопросы кого? что? Если существительное одушевленное, то винительный падеж совпадает с родительным падежом, и в  мужском и среднем роде имеет те же окончания. Если существительное неодушевленное, то винительный падеж совпадает с именительным падежом. Особое окончание винительный падеж имеет только в женском роде – у – ю: вижу девочку, пишу статью;сильную спортсменкуочередную задачумою сеструвсю зиму.
დაიმახსოვრეთ: винительный падеж обозначает направление действия и отвечает на вопрос куда? (в школу, в Москву, на почту). Предложный падеж обозначает местонахождение и отвечает на вопрос где? (в школе, в Москве, на почте).
Винительный падеж и его грузинские эквиваленты
  1. Предмет, на который направлено действие
Пишу письмо
წერილს ვწერ
2. Продолжительность действия во времени и расстоянии
Пела целое лето
მთელი ზაფხული მღეროდი
Ждал целый час
მთელი საათი ელოდა
3. Стоимость:
Книга стоит лари
წიგნი ღირს ლარი
4. Обозначает направление действия
Уехал в Москву
მოსკოვში წავიდა
5. Время действия с предлогом в
Приехал в два часа
ორ საათზე ჩამოვიდა
6. Предмет или место, по направлению которого совершается действие с предлогом на
Ушёл на работу
სამსახურში წავიდა
7. Время действия с предлогом на
Остался на два дня
ორი დღით დარჩა
8. Сравнение
Похож на отца
მამას ჰგავს
9. Направление действия по другую сторону предмета с предлогом за
Спрятался за мамину спину
დედის ზურგს იქით დაიმალა
10. Предмет, который берут
Схватил за руку
ხელი ხელში წავავლე
11. Время действия с предлогом за
За два месяца
ორი თვის განმავლობაში
12. Приблизительное время с предлогом с
Говорил с полчаса
ილაპარაკა ნახევარ საათამდე
ივარჯიშეთ:
  1. შეადგინეთ წინადადებები ბრალდებითი ბრუნვის გამოყენებით:
агитировать, адресовать, беречь, беспокоить, бить, благодарить, брать, брить, бросать, будить, варить, верить, видеть, включать, висеть, вносить, водить, возглавить, вооружить, встречать, вызывать, готовить.
2. გახსენით ფრჩხილები:
Родители подарили (машина) (сын). Она не хочет звонить (подруга). Учитель помогает (ученик). Завтра еду в (Москва). Сегодня нахожусь в (Москва). Сколько (он) лет? Она ничего не ответила (он). Сегодня буду поздравлять (он). Через месяц (наш дедушка) будет 80 лет. (Твой брат) двадцать лет. Позвони (я). (Мы) надо много работать.
3. უპასუხეთ კითხვებზე:
Куда идет студент? Когда начинаются занятия в университете? Что делает студент на занятиях? Как зовут студентку? Когда у Нино день рождения? Кого поздравляет Ираклий? Кому двадцать лет? Когда боат придёт? Куда ты идешь?



Творительный падеж
          Женский род
  1. Существительные имеют окончания  –ой, –ей, –ю (картой, неделей,
армией, мыслью, ночью)
2. Прилагательные:
– ой, – ою  (красной книгой, синей бумагой)
3. Местоимения:
моей, твоей, нашей, вашей, этой, той, всей
Мужской и средний род
  1. Существительные: заводом, врачом, музеем,
– ом                         гением, полем, зданием,
– ем                           временем
2. Прилагательные:
– ым (красным домом, красным зданием)
3. Местоимения:
моим, нашим, вашим, его, этим, всем
Множественное число для всех родов
– ами, – ями (домами, зданиями, партами,
красными цветами, нашими домами)

Творительный падеж и его грузинские
Эквиваленты
  1. Орудие действия
Писал пером
კალმით წერდა (მოქმედებითი ბრუნვა)
2. Лицо, совершающее действие
Ошибка допущена студентом
შეცდომა დაშვებულია სტუდენტის მიერ
3. Лицо, которое занимает определенную должность (თანამდებობა)
Стал ректором
რექტორი გახდა
4. Способ действия
Летит стрелой
მიფრინავს ისარივით
5. Место действия
Он скакал полем
მინდორ-მინდორ მიაჭენებდა
6. Предмет, позади которого что-либо происходит
Дом построен за садом
სახლი აშენებულია ბაღის იქით
7. Цель действия
Пошел за водой
წყალზე წავიდა
8. Расположение поверх чего-либо
Над шкафом висит картина
კარადის ზემოთ ჰკიდია სურათი
9. Предмет, ниже которого что-либо происходит
Сидит под столом
ზის მაგიდის ქვეშ
10. Предмет, впереди которого находится кто-или что-либо
Перед домом
სახლის წინ
11. Совместность, соучастие (თანამონაწილეობა)
Шёл с дочерью
მიდიოდა ქალიშვილთურთ
12.Предмет, определяющий другой предмет
Хлеб с маслом
კარაქიანი პური
13. Предмет сравнения (შედარება)
Машину сравнил с лошадью
მანქანა ცხენს შეადარა
ივარჯიშეთ
  1. შეადგინეთ წინადადებები მოქმედებითი ბრუნვის გამოყენებით:
беседовать, беспокоить, брать, воевать, жертвовать, заведовать, играть, интересоваться, кормить, лечить, мешать, наблюдать, освещать, радовать, спорить, смотреть, умывать, заниматься, гордиться, болеть, являться, казаться.
2. უპასუხეთ კითხვებზე
Кем была Нино? Чем увлекается Елена? Чем Тея записывает новые слова? С кем разговаривает Ираклий? С чем Манана поздравляет Софу? С кем Катя гуляет по парку? Перед чем находится парк?
3. გახსენით ფრჩხილები
Я люблю (хлеб и масло). Письмо пишу (карандаш). За (сад) мой дом. Перед (дом) находится школа. (Брат) с (сестра) идут в школу. Пуля летит (стрела). Нино интересуется (картина). Урок кажется (интересный). Лектор беседует с (студент). Мать гордится (сын). Он является (ученик). Сын радует (успехи).
Тесты
Из  вариантов А, Б, В  подберите нужные формы
1. Ребята поехали…
А. маленькая деревня
Б. в маленькую деревню
В. маленькую деревню
2. Мы занимаемся …
А. в удобной аудитории
Б. об удобной аудитории
В. удобную аудиторию
3. Это новый дом…
А. моих друзей
Б. от моих друзей
В. к моим друзьям
4. Тенгиз пришел…
А. к Марине
Б. у Марины
В. около Марины
Ключ к тестам
1 — Б, 2 — А, 3 — А, 4 — А


Комментариев нет:

Отправить комментарий