Урок 15. Именительный падеж. Подлежащее
20.02.2012
Для построения русского предложения следует выделить подлежащее, которое является главным членом предложения и всегда представлено в именительном падеже.
Именительный падеж — исходная форма существительного, личного местоимения и других слов. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? или что? На вопрос кто?отвечают одушевлённые существительные (люди, животные): Кто это? — Это мальчик. На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные (предметы, явления и др.):Это что? — Это дом.
Упражнение 1
Задавайте вопросы кто? или что? и отвечайте на них.
Стол, стул, комната, доктор, учительница, студент, врач, слушатель, лекция, собака, кошка, музей, он, они, вещь, окно, поле, море, река.
Число и род. Окончания существительных в именительном падеже
1.Существительные имеют единственное и множественное число: дом-дома, стол-столы, парта-парты. Некоторые существительные имеют только единственное число: керосин, бензин, сахар, молоко, молодость, молодёжь, а другие — только множественное число:чернила, очки, ножницы, брюки, каникулы.
2.Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род различается по окончанию в именительном падеже единственного числа, по значению и путем согласования (для прилагательных, причастий, некоторых числительных и местоимений, глаголов в прошедшем времени).
Он
|
Она
|
Оно
|
Согласование
|
Мужской род
|
Женский род
|
Средний род
| |
1. Твердый согласный и шипящий: стол, врач, нож | 1. На -а: карта, книга | 1. На -о: село | Большой столБольшая книга
Большое село
|
2. На мягкий согласный (на конце -ь): конь, автомобиль | 2. На -я: деревня | 2. На -е: поле | Большой автомобильБольшая деревня
Большое поле
|
3. На -й: герой | 3. На -ия: фамилия | 3. На -ие: здание | Известный герой, гений |
4. На -ий: гений | 4.На мягкий согласный (на конце -ь): мысль | 4. На -мя: знамя | Известная армия, мысль, ночь |
5. На шипящий (на конце -ь): ночь | Известное здание, знамя |
Запомните:
1.Слова папа, юноша, дядя относятся к мужскому роду, т.к. род в них определяется по значению (по полу), но изменяются они, как все другие слова на -а(-я).
2.Слова староста, судья, врач, кондуктор, профессор, инженер могут быть как мужского рода, так и женского рода по значению.
3.Род существительных на -ь следует разграничить по родительному падежу: конь-коня, мысль-мысли. После шипящих в словах женского рода пишется -ь и не пишется в словах мужского рода: ночь, мяч.
Упражнение 2
Определите род существительных и прилагательных.
1.Студент, лаборантка, правило, задание, умная собака, весёлый урок, учебник, большая карта, странное задание;
2.Товарищ, врач, чёрный карандаш, кожаный портфель, ключ, герой, сарай, слушатель;
3.Мой дом, моя деревня, первый урок, отсутствующий студент, моё село, такая тема, второй день, его письмо, её статья.
Существительные во множественном числе имеют следующие окончания
Женский род
|
Мужской род
|
Средний род
|
- ы — и
|
- ы — и
|
- а — я
|
карта — карты
книга — книги
неделя — недели
армия — армии
мысль — мысли
ночь — ночи
| стол — столы
нож — ножи
слушатель — слушатели
автомобиль — автомобили
музей — музеи
гений — гении
| государство – государства
здание — здания
поле — поля
время — времена
|
Запомните:
1. Некоторые существительные мужского рода имеют окончания -а, -я (всегда под ударением): дом — дома, город — города.
2. Четыре существительных среднего рода имеют окончание -и: колено-колени, плечо-плечи, ухо-уши, яблоко-яблоки.
3. После ж, ш, к, г, х — пишется -и: нож — ножи, книга — книги, карандаш — карандаши.
4. Существительные среднего рода на -мя имеют форму с наращением -ени: время — времени, имя — имени, племя — племени.
5. Запомните множественное число от существительных: брат — братья, друг — друзья, дерево — деревья, крыло — крылья, перо — перья, сын — сыновья (или сыны).
6. Существительные на -анин, -янин во множественном числе имеют форму на -ане, -яне: англичанин — англичане, южанин — южане, гражданин — граждане.
7. Большинство существительных сохраняют место ударения именительного падежа единственного числа во всех падежных формах: карта — карты, государство — государство.
В некоторых существительных место ударения изменяется: карандаш — карандаши, доска — доски, дело — дела.
Упражнение 3
Напишите во множественном числе.
а) Журнал, студент, декан, коридор, телефон, диван, вопрос, университет, портрет.
б) Портфель, урок, учебник, преподаватель, трамвай, герой, музей, сарай.
в) Дом, город, адрес, голос, номер, поезд, доктор, вечер, век.
г) Таблица, газета, улица, карта, картина, страна, школа, держава.
д) Книга, тетрадь, ручка, задача, аудитория, информация, консультация, лекция.
е) Правило, чувство, средство.
ж) Здание, упражнения, заседание, совещание, собрание.
Упражнение 4
Читайте и запомните ударения.
Стул — стулья, шкаф — шкафы, карандаш — карандаши, учебник — учебники, врач — врачи, страна — страны, стена — стены, доска — доски, рука — руки, нога — ноги, окно— окна, слово — слова, место — места, письмо — письма, число — числа, сердце — сердца (в слове сердце буква д не читается).
Упражнение 5
Напишите во множественном числе.
а) Брат, друг, сын, дерево, лист, стул.
б) Гражданин, англичанин, дворянин, армянин.
в) Время, племя, семя, стремя.
Вопросы и ответы
1.В вопросительном предложении голос повышается на самом важном слове: Ктоэто? Это подруга Катя? Что это? Это журнал? В вопросе часто употребляется частица ли:Журнал ли это? В вопросе употребляются слова где, когда, что, куда, с кем, который: Гдеты был? Когда придешь? С кем учишься? Который сейчас час?
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
2. Ответ может быть утвердительный или отрицательный: Это книга? — Да, это книга. Нет, это не книга.
В ответах часто употребляются неполные предложения:
- Это ручка? — Нет, не ручка.
- Где вы учитесь? — Здесь.
Упражнение 6
Постройте вопросительные предложения.
Образец. Мой брат живет в Тбилиси. Кто живет в Тбилиси? Где живет мой брат? Чей брат живет в Тбилиси? Мой брат живет в Тбилиси?
1) Нино сегодня работает. 2) Староста пришел в группу. 3) Сейчас урок русского языка. 4) Студенты слушают лекцию. 5) Это наша аудитория.
Запомните:
1.Местоимение это согласуется с существительным в роде, если существительное является в предложении подлежащим:
Эта аудитория наша.
Это письмо послала мама.
Этот урок был очень интересным.
2. Если же местоимение является подлежащим, а существительное — составной частью именного сказуемого, то согласование отсутствует:
Это наша аудитория.
Это наш урок.
Текст
З н а к о м с т в о
Меня зовут Вахтанг. Я хочу представить вам моих родителей. Моего отца зовут Георгий. Он по профессии врач. Мою мать зовут Кетино. Она — педагог. По национальности я грузин. Я родился в Батуми. Год тому назад окончил среднюю школу и учусь в университете на юридическом факультете. Я изучаю также русский язык, который мне нравится.
Мой брат старше меня на пять лет. Он работает в научно-исследовательском институте. По профессии брат математик.
Моя сестра учится в школе. она увлекается спортом, занимается плаванием.
Мне нравится слушать музыку, играть в шахматы.
Все говорят, что я очень похож на своего дедушку, в честь которого меня назвали Вахтангом.
У меня много двоюродных братьев и сестер. Все они живут в Грузии. Я часто бываю у них в гостях, поэтому хорошо знаю многие города и деревни моей страны.
После окончания университета поеду путешествовать по миру. Хочу побывать в России, в Германии, в Англии, в Италии. Сейчас мне семнадцать лет. После окончания университета мне будет 22 года. К этому времени надеюсь стать самостоятельным человеком и осуществить свою мечту о путешествии в разные страны. Я не женат.
Тесты
Упражнение 7
Допишите предложения.
- Меня зовут … 2. Я приехал из … 3. Я родился в … 4. Мне … лет. 5. По профессии я … 6. Моя специальность … 7. Я учусь … 8. Я окончил … 9. Я изучаю … 10. Я хорошо говорю по … 11. Я люблю … 12. Я похож на …
Упражнение 8
Выпишите из текста «Знакомство» существительные и определите их род.
Упражнение 9
Образуйте множественное число.
Родитель, отец, мать, национальность, факультет, язык, институт, сестра, брат, дедушка, гость, человек, страна, жена, муж.
Упражнение 10
Составьте предложения, используя словосочетания.
Меня зовут; год тому назад; сестра младше; похож на мать; бывать дома; к этому времени; женюсь на; выхожу замуж за.
Словарь к тексту
звать (кого?) — დაძახება
представить (кого? кому?) — წარდგენა
национальность (какая?) — ეროვნება
изучать (что?) — შესწავლა
исследовать (что?) — კვლევა
увлекаться (чем?) — გატაცება
играть (на чём? с кем?) — დაკვრა ინსტრუმენტზე; თამაში ძმასთან
двоюродный (кто?) — ბიძაშვილი ან დეიდაშვილი
страна (какая?) — ქვეყანა
окончить (что?) — დასრულება
побывать (где?) — ყოფნა
надеяться (на что?) — იმედოვნება
осуществить (что?) — განხორციელება
муж (чей? какой?) — ქმარი
жена (чья? какая?) — ცოლი
Комментариев нет:
Отправить комментарий