среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 41. Окончания существительных в родительном падеже. Родительный падеж без предлога при глаголах



Урок 41. Окончания существительных в родительном падеже. Родительный падеж без предлога при глаголах

Окончания существительных в родительном падеже
Кого? Чего?
Единственное число
женский род
-ы — и
карта — карты
неделя — недели
армия    —армии
мысль — мысли


мужской и средний род
                   -а — я
завод -завода
слушатель-слушателя
автомобиль-автомобиля
музей-музея
гений-гения
государство-государства
поле — поля
здание — здания
время — времени



Предлоги :
без, до, из, среди,
от, у, для, ради,
мимо, около, с,
кроме, помимо,
вместо и др.


Запомните:
          У многих существительных формы родительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа совпадают: школы, здания. Часто они различаются местом ударения: руки, города, места — родительный падеж единственного числа; руки, города, места — именительный падеж множественного числа.





Множественное число
-ов :
а)Существительные мужского рода на твёрдый согласный
б)Существительные мужского рода на ц с ударением на окончании
стол-столы-столов
дом-дома-домов
боец-бойцы-бойцов
конец-концы-концов


-ев :
а) Существительные мужского рода на й
б) Существительные мужского и среднего рода, которые в именительном падеже мн.числа имеют на конце -ья
музей-музеи-музеев
герой-герои-героев
стул-стулья-стульев
брат-братья-братьев
дерево-деревья-деревьев





-ей :
а) Существительные мужского рода на мягкий согласный и на шипящий
б) Существительные женского рода на мягкий согласный и на шипящий
руль-рули-рулей
нож-ножи-ножей
врач-врачи-врачей
мысль-мысли-мыслей
ночь-ночи-ночей
мышь-мыши-мышей


(без окончания) :
а)Существительные  женского  рода  на-а(я)б)Существительные среднего рода

в)Существительные женского и среднего рода на -ия, -ие
карта-карты-карт
неделя-недели-недель
дело-дела-дел
плечо-плечи-плеч

армия-армии-армий
здание-здания-зданий



Запомните:
1. У немногих существительных мужского рода формы родительного падежа множественного числа и именительного падежа единственного числа совпадают: что? — чулок, сапог, глаз; чего нет? — чулок, сапог, глаз; кто? — грузин, осетин; кого нет? — грузин, осетин.
2. Родительный падеж множественного числа от слова облако-облаков, от слов поле, море — полей, морей.
3. В основах родительного падежа множественного числа некоторых существительных женского рода появляются гласные о или едоска — досок, земля — земель.

Упражнение 1
Существительные, данные в скобках, поставьте в родительном падеже единственного числа.Расставьте ударения.
1) Директор (школа, институт). 2) Ректор (университет). 3) Начальник (строительство). 4) Население (страна, город, район). 5) Решение (проблема). 6) Урок (литература, история). 7) Продукты (питание). 8) Стакан (молоко). 9) Здание (школа). 10) Цель (экскурсия).




Упражнение 2
Существительные, данные в скобках, поставьте в родительном падеже множественного числа. Расставьте ударения.
1) Работа (студент, инженер, доктор, врач, преподаватель, слушатель, строитель).
2) Строительство (дом, город, театр, дорога, школа, поликлиника, больница, здание, цирк).
3) Движение (поезд, автобус, троллейбус, трамвай, машина).
4) Чтение (журнал, текст, газета, книга, статья, лекция, сообщение).

Упражнение 3
Вместо точек поставьте слова из скобок во множественном числе. Расставьте ударения.
1) Зрители приветствуют … (артист). 2) Профессор экзаменует … (студент). 3) Читатели поздравляют … (писатель). 4) Ученики слушают … (учитель). 5) Преподаватель спрашивает … (слушатель).







Родительный падеж без предлога при глаголах
       1. Родительный падеж без предлога употребляется при глаголах: хотеть, ждать, искать, просить, добивать, достигать, бояться, желать.
2. Если существительное обозначает конкретный предмет, то при глаголах ждать, искать, требовать, хотеть употребляется винительный падеж: Студент просил книгу.
3. Родительный падеж употребляется для обозначения части. В этом случае  некоторые существительные в родительном падеже имеют окончания -у(-ю)кусок сахару (кусок сахара), стакан чаю (стакан чая).
4. Родительный падеж употребляется для обозначения принадлежности: книга брата, карандаш сестры.
5. Родительный падеж употребляется для обозначения отношения к учреждению, коллективу: декан факультета, директор фабрики, председатель собрания.

Упражнение 4
Слова, стоящие в скобках, поставьте в родительном падеже. Расставьте ударения.
а) Дать (вода), купить (хлеб), выпить (молоко), положить (сахар), прибавить (соль).
б) Дайте мне (булка). Налейте (чай). Положите в суп (соль). Принесите (варенье).
в) Чашка (чай), тарелка (суп), порция (курица).


Упражнение 5
Составьте предложения, используя следующие словосочетания. Расставьте ударения.
1. Здание школы. 2. Письмо друга. 3. Комната студента. 4. Берег озера. 5. Преподаватель русского языка. 6. Дом отдыха. 7. Столица Грузии. 8. Стакан молока. 9. Председатель собрания. 10. Урок истории.


Текст
          Творец языка – народ. Народ создаёт и узаконивает слова. Но ведь сначала кто-то один создаёт слово. Сначала оно входит во всеобщее употребление. Когда слова «оседают» прочно, их создателей, как правило, забывают, но иногда они сами напоминают о своём «авторском праве». Например, Н.М.Карамзин, впервые употребивший слово промышленность, является создателем большого количества слов, вошедших в русский язык: достопримечательностьутончённостьподозрительность,первоклассныйчеловечныйтрудолюбиеизобилие и др.
(по В. Одинцову)

Тесты
Задание 1
Замените существительные местоимениями.
1. У бабушки есть любимый внук.
2. У Нины есть дорогая ваза.
3. У соседа есть интересные книги.
4. У Вахтанга есть деньги.
5. У Георгия есть настоящий друг.
6. У Елены есть младшая сестра.
7. У Ираклия есть новая машина.
А. У неё ;   Б. У него
Ключ к тестам
1 – А; 2 – А; 3 – Б; 4 – Б; 5 – Б; 6 – А; 7 – Б.

Задание 2
Вставьте окончания.
1. На уроке мы слушали русск… ради… .
2. Дети очень любят тёпл… мор… .
3. Специалисты изучают иностранн… язык… .
4. Мой сын любит немецк… пив… .
5. В городе мы видели спортивн… магазин… .
А – е; Б – ое; В – о; Г – ые; Д – ы; Е – и.
Ключ к тестам
1 – Б, В; 2 – Б, А; 3 – Г, Е; 4 – Б, В; 5 – Г, Д.

Словарь к тексту
творец — შემქმნელი
создать — შექმნა
узаконить — დაკანონება
употребление — ხმარება
всеобщий — საყოველთაო
оседать — დალექვა
прочно — მკვიდრად
авторское право — საავტორო უფლება
промышленность — მრეწველობა
достопримечательность — ღირსშესანიშნაობა
утончённость — სიფაქიზე
подозрительность — ეჭვიანობა
трудолюбие — შრომისმოყვარეობა
первоклассный — პირველხარისხოვანი
человечный — ადამიანური
изобилие — სიუხვე


Комментариев нет:

Отправить комментарий