Урок 12. Категория числа
10.02.2012
Категория числа в русском языке наиболее ярко проявляется у существительных,прилагательных, некоторых местоимений и глаголов.
В русском языке два числа: единственное и множественное. Самостоятельно эта категория проявляется у существительных. Например: дом-дома, стол-столы,дерево-деревья, книга-книги, сын-сыновья, дочь-дочери.
Форма единственного числа обозначает один предмет, форма множественного числа-несколько предметов. При образовании множественного числа используютсяразличные окончания.
Женский род во множественном числе имеет окончания -ы, -и: карта-карты, книга-книги, неделя-недели, армия-армии, мысль-мысли, ночь-ночи.
Мужской род -ы, -и: завод-заводы, нож-ножи, слущатель-слушатели, автомобиль-автомобили, музей-музеи, гений-гении.
Средний род -а, -я: государство-государства, здание-здания, поле-поля, время-времена.
Запомните: 1. Некоторые существительные мужского рода имеют окончания -а, -я(всегда под ударением): дом-дома, город-города`.
2. Четыре существительных среднего рода имеют окончание -и: колено-колени, плечо-плечи, ухо-уши, яблоко-яблоки.
3. После ж, ш, г, к, х пишется -и: нож-ножи, карандаш-карандаши, книга-книги.
4.Существительные среднего рода на -мя имеют форму: время-времени, знамя-знамёна, имя-имена.
5. Запомните множественное число от существительных: брат-братья, друг-друзья,лист-листья (растения) и листы (бумаги), муж-мужья, стул-стулья, дерево-деревья,перо-перья, сын-сыновья.
6. Существительные на -анин, -янин во множественном числе имеют форму на -ане, -яне: англичанин-англичане, южанин-южане, северянин-северяне, гражданин-граждане.
7. Большинство существительных сохраняют место ударения именительного падежа единственного числа во всех падежных формах: карта-карты, завод-заводы,государство-государства.
В некоторых существительных место ударения изменяется: каранд`аш-карандаши`,доска`-д`оски, д`ело-дела`. Имена прилагательные, местоимения который, каждый,всякий, другой и порядковые числительные первый, второй, четвертый и др. во множественном числе для всех родов имеют окончания -ые,-ие: интересная книга-интересные книги, последняя страница-последние страницы, первый урок-первые уроки, общественное дело-общественные дела.
Упражнение 1. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих существительных: северянин, англичанин, крестьянин, волжанин, горожанин, цыплёнок, котёнок, телёнок, верблюжонок, утёнок, медвежонок, жеребёнок.
Упражнение 2. Поставьте выделенные имена существительные и согласованные с ними слова во множественном числе.
1.Сын работает на заводе. 2. Стул стоит в углу. 3. Друг приехал из армии. 4. Ребёнок спит на балконе. 5. Южанин поехал работать в Москву. 6. Брат приехал в отпуск. 7.Тигрёнок находится в клетке. 8. Дерево растёт у окна.
Упражнение 3. Напишите во множественном числе следующие слова.
Палец, нога, щека, зуб, ухо, день, волос, бровь, голова, плечо, лоб, глаз, ресница.
Упражнение 4. Выпишите слова в три столбика: в один столбик существительные, употребляющиеся в единственном и во множественном числе; в другой – существительные, употребляющиеся только в единственном числе; в третий – существительные, употребляющиеся только во множественном числе.
Глубина, чернила, дорога, медь, серебро, трусы, каникулы, сумерки, бегство, Холмогоры, юношество, листва, консервы, обои, дрова, олово, железо, ловкость, мужество, отвага, рисование, брюки, Лермонтов.
Упражнение 5. Составьте предложения со следующими словами.
Шахматы, молодёжь, слава, учительство, сучки`, сани, большинство, каникулы, радость.
Упражнение 6. Переделайте предложения так, чтобы выделенные имена существительные оказались в форме множественного числа.
1.В нашем районе красивый парк. 2. Он хорошо знает этот район. 3. Дом, который стоит на углу, очень высокий. 4. Поле, где мы убираем урожай, находится недалеко от райцентра. 5. На этом стадионе часто проводятся соревнования.
Упражнение 7. В приведённых ниже предложениях с выделенными именами существительными употребите указательные местоимения этот и те.
1.Студенты работают в поле. 2. Спортсмены будут выступать в Москве. 3. Товарищхотел осмотреть музей Чавчавадзе в Сагурамо. 4. Вчера к нам приехали друзья. 5.Телевизор работает нормально. 6. Дети играют во дворе.
Текст
Моя семья
Меня зовут Нина. Мне двадцать пять лет. У меня маленькая, но очень хорошая семья. Я люблю свой дом, свою семью. Мне кажется, что каждая семья должна быть крепостью, которая защищает от всех неприятностей. В моей семье три поколения: старшее, среднее и молодое. Старшее поколение представлено моими родителями. Они и являются основой нашей маленькой крепости. У них мы учимся порядочности, благоразумию, преданности. Именно так они и воспитывают наших детей: мальчика и девочку. Я и мой муж стараемся развить в детях трудолюбие, взаимоуважение и ответственность за всё, что бы они ни делали.
Наше любимое занятие – чтение интересных книг. Их у нас очень много. Наши дети понимают, что книга – лучший друг, именно книги развивают наш кругозор, готовят ко всем этапам жизни. Чтение книг не может быть заменено телевизором и интернетом. Всему своё время и место.
Наши дети изучают русский язык. Любовь к нему нам привили дедушка и бабушка, которые в молодости учились в Москве. Их рассказы о России очень интересные и поучительные.
Мой муж – врач, я – педагог. Воспитывая детей, мы думаем об их будущем, которое не может быть полноценным без прошлого и настоящего.
Если каждая семья станет надёжной крепостью, то государство будет гарантом нашей счастливой жизни.
Тест 1
Найдите ответы в тексте
1.Как Вас зовут ?
2. Есть ли у Вас семья ?
3. Сколько Вам лет ?
4. Каков состав Вашей семьи ?
5. Кто Вы по профессии ? А члены Вашей семьи ?
6. Есть ли у Вашей семьи проблемы ?
7. Чем занимаются Ваши дети ?
8. Любят ли в Вашей семье книги ?
9. Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети изучали русский язык ? И если – да, то что Вы для этого делаете ?
10. Можно ли Вашу семью назвать домом-крепостью ?
Тест 2
Вставьте нужные слова
1.Он спортсмен. Она спортсменка. Они …
2. Он инженер. Она инженер. Они …
3. Он врач. Она врач. Они …
4. Это Тина и Нино. Они …
5. Он грузин. Она грузинка. Они …
А. инженеры, Б. врачи, В. подруги, Г. грузины, Д. спортсмены
6. Это моя книга и … ручки.
7. Здесь твой компьютер и … журналы.
8. Там наш дом и … дети.
9. Это твоё дело и … проблемы.
А. мои, Б. наши, В. твои
10. Где … деньги ?
11. Может быть, это … часы ?
А. ваши, Б. ваш, В. ваша
Ключ к тестам
1 – Д, 2 – А, 3 – Б, 4 – В, 5 – Г
6 – А, 7 – В, 8 – Б, 9 – В
10 – А, 11 – А
Словарь к уроку
защищать — დაცვა
крепость — ციხე-სიმაგრე
неприятность — უსიამოვნება
поколение — თაობა
порядочный — კეთილსინდისიერი
благоразумный — გონიერი
преданность — ერთგულება
воспитание — აღზრდა
трудолюбие — შრომისმოყვარეობა
друг — მეგობარი
лучший — საუკეთესო
развивать — განვითარება
кругозор — თვალსაწიერი
изучать — სწავლა
поучительный — ყურადსაღები
будущее — მომავალი
прошлое — წარსული
настоящее — აწმყო
счастливый — ბედნიერი
полноценный — სრულყოფილი
Типовые модели
Меня зовут — მე მქვია
Мне двадцать пять лет — მე ოცდახუთი წლის ვარ
Мне кажется — მე მგონია
В моей семье — ჩემს ოჯახში
У меня — მე მაქვს (ან მყავს)
Всему своё время и место — ყველაფერს თავისი დრო და ადგილი აქვს
Комментариев нет:
Отправить комментарий