Урок 38. Глаголы движения
14.04.2012
Глаголы несовершенного вида, которые обозначают движение, разделяются на две группы:
а) глаголы неопределённого движения, обозначают движение вообще; оно происходит обычно, повторяется, происходит в разных направлениях;
б) глаголы определённого движения обозначают движение, которое происходит в определённом направлении в конкретный момент.
Глаголы неопределённого
движения
|
Глаголы определённого
движения
|
бегать
водить
возить
ездить
летать
носить
плавать
ходить
|
бежать
вести
везти
ехать
лететь
нести
плыть
идти
|
Запомните:
1. Совершенный вид этих глаголов образуется при помощи приставки по-: бегать — побегать, бежать — побежать, нести — понести.
2. От глагола ехать нельзя образовать форму повелительного наклонения с частицей не.
3. В прошедшем и будущем временах глаголы движения сохраняют свое значение и имеют формы:
а) идти — шёл (шла, шли), ходил (-а, -и); буду идти, буду ходить, схожу;
б) ехать — ехал (-а, -и), ездил (-а, -и); буду ехать, буду ездить, съезжу;
в) лететь — летел (-а, -и), летал (-а, -и); буду лететь, буду летать, слетаю;
г) плыть — плыл (-а, плыли), плавал (-а, -и); буду плыть, буду плавать, сплаваю;
д) бегать — бегал (-а, -и), бежал (-а, -и); буду бежать, буду бегать, сбегаю.
Упражнение 1
Вставьте подходящие по смыслу глаголы движения. Расставьте ударения.
1) Утром я (идти-ходить) в бассейн. 2) Я часто (идти-ходить) в бассейн. 3) Мальчик (плыть-плавать) к берегу. 4) Он хорошо (плыть-плавать). 5) Самолёт в 10 часов (лететь-летать) в Москву. 6) Самолёт часто (лететь-летать) в Москву. 7) Почему ты не (ехать-ездить) на экскурсию? 8) Сегодня отец (ехать-ездить) в город. 9) Уже пора (идти-ходить) в театр. 10) Сейчас грузовик (возить-везти) кирпичи.
Упражнение 2
Проспрягайте глаголы.
Ходить, ездить, идти, везти, нести, носить, плыть, плавать, пойти.
Текст
Шакал и верблюд
(арабская сказка)
Жили-были Шакал и Верблюд.
Один раз Шакал пришёл к Верблюду и сказал:
– Послушай, Верблюд, давай переплывём с тобой на другой берег реки, там растёт сладкий сахарный тростник и водится много рыбы.
– Но ведь ты же не умеешь плавать, ты можешь утонуть, – сказал Верблюд.
– Ничего, – сказал Шакал, – я сяду тебе на спину, и ты перевезёшь меня.
– Ну что ж, давай, – сказал Верблюд.
Так они и сделали. Шакал сел Верблюду на спину, и они поплыли на другой берег.
Когда они переплыли реку, Верблюд пошёл на поле сахарного тростника, а Шакал пошёл ловить рыбу. Через некоторое время Шакал наелся. Он забегал по берегу и стал громко кричать. Люди, которые жили неподалёку, услышали крик Шакала и прибежали на поле сахарного тростника. Они увидели Верблюда, подбежали к нему и стали бить его палками. Верблюд еле унёс ноги.
Через некоторое время Шакал и Верблюд встретились на берегу реки.
– Послушай, Шакал ! – сказал Верблюд. – Почему ты так громко кричал? Ведь ты же знал, что люди прибегут и будут бить меня палками !
– Просто у меня такая привычка, – сказал Шакал. – Когда я наемся, я люблю бегать и кричать.
Верблюд ничего не ответил.
И они поплыли обратно. И опять Шакал сел Верблюду на спину, и верблюд повёз его. Когда они немного отплыли от берега, Верблюд сказал:
– Послушай, Шакал, мне хочется нырять !
– Не делай этого ! – закричал Шакал. – Ведь ты же знаешь, что я не умею плавать !
– Просто у меня такая привычка, – сказал Верблюд. – Когда меня побьют палками, я люблю плавать и нырять.
И он нырнул. А когда вынырнул, Шакала у него на спине уже не было.
(по Е.Р.Ласкаревой)
Тесты
Задание 1
Ответьте на вопросы, а затем перескажите сказку, используя изученные глаголы движения.
1. Кто к кому пришёл в начале сказки ?
2. Что предложил Шакал ?
3. Что ответил Верблюд на это предложение ?
4. Как предполагал Шакал, не умея плавать, перебраться через реку ?
5. Что стали делать Шакал и Верблюд, когда переплыли реку ?
6. Что стал делать Шакал, когда наелся ?
7. Куда побежали люди, услышав крик Шакала ?
8. Что стали делать люди, увидев Верблюда ?
9. Куда прибежал Верблюд, после того как его побили ?
10. Как Шакал объяснил своё поведение ?
11. Куда поплыли Шакал и верблюд после этого разговора ?
12. Когда Верблюд сказал, что ему хочется нырять ?
13. Что произошло, когда Верблюд вынырнул ?
14. Почему Верблюд решил нырнуть ?
Задание 2
Прочитайте предложения, прокомментируйте употребление глаголов движения.
1. Он обошёл вокруг дома. 2. Он обошёл вокруг памятника. 3. Он обошёл памятник (вокруг). 4. Он объехал на машине вокруг дома. 5. Она обежала вокруг памятника. 6. В Пасху иконы выносят на улицу и обносят вокруг церкви. 7. Сторож обходит здание. 8. Он объехал всю Европу. 9 . Я обошёл весь город. 10. Во время венчания в церкви священник обводит жениха и невесту вокруг аналоя.
Задание 3
Прочитайте предложения, прокомментируйте употребление глаголов движения.
1. Самолёт взлетает. 2. Самолёт взлетел. 3. Птица взлетела на дерево. 4 Аквалангист всплывает на поверхность. 5. Солнце восходит. 6. Взошло солнце. 7. Спортсмен всбегает по лестнице и зажигает олимпийский огонь. 8. Птица слетела с дерева. 9. Последние листья слетают с деревьев. 10. Дети с весёлым смехом съезжают с горы. 11. Дети съехали с горы на санках. 12. Он сбегает вниз по лестнице. 13. Он сбежал вниз по лестнице. 14. Царь торжественно сходит с трона. 15. Царь восходит на трон. 16. Я хочу съехать с этой горки на лыжах !
Словарь к тексту
шакал — ტურა
верблюд — აქლემი
переплыть — გადაცურვა
тростник — ლერწამი
водится много рыбы — წყალში ბევრი თევზია
утонуть — დახრჩობა
спина — ზურგი
перевезти — აქ: გადაყვანა
наесться — გაძღომა
неподалёку — შორიახლოს, მახლობლად
еле унести ноги — აქ: გაქცევა
привычка -ჩვეულება
обратно — უკან
нырять — ყვინთვა
Комментариев нет:
Отправить комментарий