среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 55. Действительные и страдательные обороты речи



Урок 55. Действительные и страдательные обороты речи

1. В русском языке существуют действительный (активный) и страдательный(пассивный) обороты речи.
Действительный оборот – Профессор (подлежащее) читает, прочитал (сказуемое) лекцию (прямое дополнение).
Страдательный оборот – Лекция (подлежащее) читается, прочитана (сказуемое) профессором (прямое дополнение).
2. Творительный падеж употребится в страдательных оборотах для обозначения производителя действия при сказуемом, выраженном:
а) глаголом несовершенного вида с постфиксом -ся, имеющим страдательное значение:Лекция читается профессором.
б) кратким страдательным причастием: Лекция прочитана профессором.
3. В действительном обороте речи субъект действия стоит в именительном падеже или отсутствует. В страдательном обороте речи в именительном падеже стоит объект действия; субъект действия употребляется в творительном падеже или отсутствует.Режиссёр снял фильм. Фильм снят режиссёром. Рабочие построили дом. Дом построен рабочими.

Упражнение
Из данных предложений образуйте страдательные обороты речи. Расставьте ударения.
1) Мы решили эту задачу. 2) Студенты заучили русские слова к уроку. 3) Отец прочёл газету. 4) Мать написала письмо. 5) Я вернул книгу. 6) Студенты прочитали объявление. 7) Бабушка заказала торт. 8) Художник рисует картину. 9) Солист поет песню.


Текст
Когда же вы думаете ?
Знаменитый английский учёный Резерфорд зашёл вечером в свою лабораторию. Несмотря на позднее время, один из его учеников был в лаборатории.
– Что вы делаете так поздно ? – спросил молодого учёного Резерфорд.
– Работаю.
– А что вы делаете днём ?
– Конечно, работаю.
– И рано утром тоже работаете ?
– Да, профессор, и утром работаю, – подтвердил тот, хотя понимал, что Резерфорд недоволен.
Резерфорд нахмурился и закончил разговор вопросом:
– Послушайте, а когда же вы думаете ?

Тесты
Задание 1
Ответьте на вопросы, используя текст.
1. Куда зашёл Резенфорд ?
2. Когда зашёл учёный в лабораторию ?
3. Что делал молодой учёный ?
4. Когда работал молодой учёный ?
5. Почему был недоволен знаменитый учёный ?

Задание 2
Составьте предложения, использовав данные ниже слова.
Зашёл, вечером, лаборатория, знаменитый учёный. Молодой учёный, работать, утро, день, вечер. Нахмуриться, закончить, разговор, вопрос.

Задание 3
Вставьте нужные словосочетания.
1. Нина часто пишет письма … .
2. Мы думаем остановиться … .
3. Обычно брат долго говорит по телефону … .
4. Я давно ничего не слышала … .
5. Завтра мы встречаемся … .

А. с близкими родственниками; Б. о близких родственниках; В. у близких родственников; Г. близким родственникам; Д. близкие родственники; Е. близких родственников.

Ключ к заданию 3
1 – Г; 2 – В; 3 – А; 4 – Б; 5 – А.

Словарь к тексту
несмотря — მიუხედავად
поздно — გვიან
подтвердить — დადასტურება
недовольный — უკმაყოფილო
нахмуриться -მოღუშვა


Комментариев нет:

Отправить комментарий