Урок 81. Выражение объектных отношений
15.07.2012
Мальчик собирает марки.
Мальчик не собирает марок.
Мальчик ждет сестру.
Мальчик ждет трамвая.
Прямой объект (прямое дополнение) при переходном глаголе стоит в винительном падеже без предлога. При отрицании обычен родительный падеж.
При глаголах ждать, желать, требовать, искать в винительном падеже стоит одушевленное имя существительное, а в родительном – неодушевленное.
Мальчик рассказывает сказки Андерсена.
Мальчик рассказывает о скзках Андерсена.
При глаголах речи и мысли объект может стоять в винительном и предложном падеже. В грузинском языке им соответствуют: винительному падежу – дательный, предложному – родительный + «შესახებ».
Я люблю свою собаку.
Я увлекаюсь музыкой.
Я надеюсь на тебя.
Центром этих конструкций является глагол, выражающий чувство. Объект при нем стоит в винительном или творительном падеже. Во второй конструкции творительному падежу в грузинском соответствует творительный в русском, в третьей – родительному падежу в грузинском – винительный с предлогом на русском.
Стреляют из ружья.
В конструкциях с предложно-падежными формами, имеющими значение средства, послеслогу -დან в русском соответствуют предлоги: из გაზეთებიდან — из газет, თეატრიდან — из театра; от ინსტიტუტიდან სტადიონამდე от института до стадиона; сდილიდან საღამომდე — с утра до вечера, სხვა პლანეტიდან — с другой планеты, ტრამპლინიდან — с трамплина.
Дом строят из кирпича.
Паркет делают из дерева.
Предложно-падежные формы здесь имеют значение источника (წყარო). Послеслогу -გან в грузинском соответствуют в русском предлоги: из ერთი მათგანი — Один из них ; отდისგან საჩუქარი მიიღი — Получил подарок от сестры; ნათესავებისაგან მოდის — Идет от родственников; სიცივიცგან ვკანკალებდი — Дрожал от холода.
Мальчик попрощался с товарищами.
Книгу выпустили без иллюстраций.
Конструкция с + творительный падеж обозначает участника действия. Конструкция без + родительный падеж является антонимом этой формы.
Освободили от работы.
Лодку привязали к берегу.
Значение «избегаемого» объекта имеет родительный падеж с предлогом от, дательный падеж с предлогом к имеет значение «касаемого» объекта.
Упражнение 1
Составьте словосочетания со следующими глаголами, употребляя при них существительные в винительном и родительном падежах.
Нести, везти, поднять, провожать, поставить, протянуть, бросить, толкнуть, обнять, перелить, добавить, принести.
Упражнение 2
Допишите окончания, учитывая условия употребления винительного или родительного падежа при отрицании.
1. Я не называю город…, где живет мой герой. 2. Как ни грустно, но я не могу оправдать это … поступ… своего друга. 3. И посуд … с вечера не убрали. 4. Гражданин не взял билет … на автобус, пришлось платить штраф. 5 Лектор не смог дать ответ … на этот вопрос.
Упражнение 3
Поставьте существительные из скобок в нужном падеже.
1. Лодка достигла (берег). 2. Молодежь всегда жаждет (великие свершения). 3. Нужно искать (выход) из создавшегося положения. 4. Дожидаюсь (папа, дядя), обещали в четыре часа быть дома.
Упражнение 4
Образуйте сочетания следующих глаголов с винительным или с предложным падежом в зависимости от норм их употребления.
Описывать, усвоить, понять, сознавать, представлять, рисовать, разговаривать, спрашивать, предупреждать, толковать. Материал, задача, ошибка, учебный процесс, картина, плакат, мечтать, слова, экзамены, планы, приезд.
Упражнение 5
При следующих глаголах поставьте данные ниже существительные в винительном падеже.
Любить, терпеть, презирать, жалеть, осмеивать, ненавидеть, оплакивать.
(Поэзия, девушка, покой, холод, подруга, воздух, забота, духота, жена, день).
Упражнение 6
Составьте словосочетания со следующими глаголами и существительными.
Любоваться, увлекаться, наслаждаться, восхищаться, интересоваться, гордиться, пренебрегать, удовлетвориться, возмущаться.
Упражнение 7
Составьте предложения со следующими словосочетаниями.
Швырнуть камень, швырнуть камнем, вертеть карандаш, вертеть ькарандашом, шевелить пальцем, шевелить пальцы, развести руки в стороны, развести руками.
Текст
Как я познакомился с Маленьким принцем
Я выучился на лётчика. Летал по всему миру. И вот однажды мне пришлось сделать посадку в Сахаре. Что-то случилось с мотором моего самолёта. Со мной небыло ни механика, ни пассажиров, и я решил, что исправлю мотор сам, хотя это и трудно сделать одному. Но я должен был или исправить мотор, или погибнуть. Воды у меня было на неделю.
В первую ночь я спал на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было человеческого жилья. Рано утром меня разбудил чей-то детский голосок. Он сказал:
- Пожалуйста, нарисуй мне барашка.
- А?..
- Нарисуй мне барашка…
Я встал, посмотрел вокруг, вижу — стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно смотрит на меня. Я тоже удивлённо смотрел на него. По его виду нельзя было сказать, что этот ребёнок потерялся в пустыне.
- Ну… что ты здесь делаешь? — спросил я.
И он опять попросил тихо и очень серьёзно:
- Пожалуйста, нарисуй барашка…
Всё это было таинственно и странно. Но я всё-таки достал из кармана бумагу и ручку. Рисовать я не умел и сказал об этом малышу. Он ответил:
- Всё равно. Нарисуй барашка.
И я нарисовал.
Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:
- Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.
Я нарисовал.
Мой друг мягко улыбнулся и сказал:
- Это не барашек, это большой баран. У него рога. Для него у меня нет места.
Я опять нарисовал по-другому.
Но он отказался и от этого рисунка:
- Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы он жил долго.
Тут я потерял терпение — надо было исправлять мотор и я сказал:
- Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.
Но как я удивился, когда мой строгий друг сказал:
- Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?
- А что?
- Ведь у меня дома всего мало…
- Ему хватит. Я даю тебе совсем маленького барашка.
- Не такой уж он маленький, — сказал он и стал смотреть на рисунок.
Так я познакомился с Маленьким принцем.
А как он оказался на Земле, вы узнаете потом.
(По книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Лексико-грамматическая работа над текстом
Задание 1
Выпишите из текста прямое дополнение, подберите к ним прилагательные и глаголы. Расставьте ударения.
Запомните:
1. Прямое дополнение выражается винительным падежом без предлога и употребляется при переходных глаголах, для обозначения лица или предмета, на которые переходит действие. Прямое дополнение стоит обычно после сказуемого: Я вижу малыша.
2. Когда хотят показать, что действие переходит на часть предмета, дополнение ставится в родительном падеже: Дайте мне хлеба (кусок хлеба) — Дайте мне хлеб (весь хлеб).
3. Некоторые глаголы могут иметь при себе два дополнения: прямое и косвенное в дательном падеже без предлога, которое стоит обычно после сказуемого: Я купил (кому?)товарищу (что?) новую книгу.
Задание 2
Составьте предложения из следующих словосочетаний. Расставьте ударения. Определите падежи.
Сделать посадку, не было воды, нарисовать барашка, сказать малышу, терять терпение, познакомиться с принцем.
Задание 3
Выпишите из текста косвенное дополнение. Определите падежи. Расставьте ударения.
Запомните:
1. Косвенное дополнение выражается косвенными падежами как с предлогом, так и без предлога.
2. Дополнения могут употребляться при существительных и прилагательных: Изучение языка. Стакан воды. Вторая часть книги труднее первой.
Задание 4
Выпишите из текста сложные предложения с придаточными дополнительными.
Запомните:
Придаточные дополнительные связываются с главным предложением союзами что, чтобы, как, будто, ли и относительными словами кто, что, какой, чей, который, где, куда, откуда, когда, почему, сколько.
Задание 5
Выпишите из текста предложения с прямой речью. Расставьте ударения.
Запомните:
Говорящий или пишущий может передать речь другого лица или свои мысли буквально (прямая речь), излагая только содержание без соблюдения ее формы (косвенная речь).
Задание 6
Замените прямую речь из текста косвенной речью.
Запомните:
1. В косвенной речи должны быть заменены все личные и притяжательные местоимения.
2. При замене получается сложное предложение с союзом что.
3. При замене побудительного предложения получается сложноподчиненное предложение с союзом что или простое предложение с неопределенной формой.
4. При замене вопросительного предложения употребляются те местоимения и наречия, которые были вопросительными предложениями в прямой речи.
5. Если вопрос выражен без вопросительных слов, то в косвенной речи употребляется частица ли.
6. Обращение в косвенной речи опускается и может быть заменено существительным в дательном или винительном падеже.
Словарь к тексту
выучиться – შესწავლა
по всему миру — მთელს მსოფლიოში
сделать посадку- თვითფრინავის დაჯდომა
человеческое жилье — ადამიანის საცხოვრებელი
пустыня -უდაბნო
барашка- ბატკანი
хилый — სუსტი
потерять терпение მოთმინების დაკარკვა
Комментариев нет:
Отправить комментарий