среда, 14 сентября 2016 г.

Урок 81. Выражение объектных отношений



Урок 81. Выражение объектных отношений

Мальчик собирает марки.
Мальчик не собирает марок.
Мальчик ждет сестру.
Мальчик ждет трамвая.
Прямой объект (прямое дополнение) при  переходном глаголе стоит в винительном падеже без предлога. При отрицании обычен родительный падеж.
При глаголах ждать, желать, требовать, искать в винительном падеже стоит одушевленное имя существительное, а в родительном – неодушевленное.

Мальчик рассказывает сказки Андерсена.
Мальчик рассказывает о скзках Андерсена.
При глаголах речи и мысли объект может стоять в винительном и предложном падеже. В грузинском языке им соответствуют: винительному падежу – дательный, предложному – родительный + «შესახებ».

Я люблю свою собаку.
Я увлекаюсь музыкой.
Я надеюсь на тебя.

Центром этих конструкций является глагол, выражающий чувство. Объект при нем стоит в винительном или творительном падеже. Во второй конструкции творительному падежу в грузинском соответствует творительный в русском, в третьей – родительному падежу в грузинском – винительный с предлогом на русском.

Стреляют из ружья.
В конструкциях с предложно-падежными формами, имеющими значение средства, послеслогу -დან в русском соответствуют предлоги: из გაზეთებიდან — из газет, თეატრიდან — из театра; от ინსტიტუტიდან სტადიონამდე от института до стадиона; сდილიდან საღამომდე — с утра до вечера, სხვა პლანეტიდან — с другой планеты, ტრამპლინიდან — с трамплина.

Дом строят из кирпича.
Паркет делают из дерева.
Предложно-падежные формы здесь имеют значение источника (წყარო). Послеслогу -გან в грузинском соответствуют в русском предлоги: из ერთი მათგანი — Один из них ; отდისგან საჩუქარი მიიღი — Получил подарок от сестры; ნათესავებისაგან მოდის — Идет от родственников; სიცივიცგან ვკანკალებდი — Дрожал от холода.

Мальчик попрощался с товарищами.
Книгу выпустили без иллюстраций.
Конструкция с + творительный падеж обозначает участника действия.  Конструкция без + родительный падеж является антонимом этой формы.

Освободили от работы.
Лодку привязали к берегу.
Значение «избегаемого» объекта имеет родительный падеж с предлогом от, дательный падеж с предлогом к имеет значение «касаемого» объекта.

Упражнение 1
Составьте словосочетания со следующими глаголами, употребляя при них существительные в винительном и родительном падежах.
Нести, везти, поднять, провожать, поставить, протянуть, бросить, толкнуть, обнять, перелить, добавить, принести.

Упражнение 2
Допишите окончания, учитывая условия употребления винительного или родительного падежа при отрицании.
1. Я не называю город…, где живет мой герой. 2. Как ни грустно, но я не могу оправдать это … поступ… своего друга. 3. И посуд … с вечера не убрали. 4. Гражданин не взял билет … на автобус, пришлось платить штраф. 5 Лектор не смог дать ответ … на этот вопрос.

Упражнение 3
Поставьте существительные из скобок в нужном падеже.
1. Лодка достигла (берег). 2. Молодежь всегда жаждет (великие свершения). 3. Нужно искать (выход) из создавшегося положения. 4. Дожидаюсь (папа, дядя), обещали в четыре часа быть дома.

Упражнение 4
Образуйте сочетания следующих глаголов с винительным или с предложным падежом в зависимости от норм их употребления.
Описывать, усвоить, понять, сознавать, представлять, рисовать, разговаривать, спрашивать, предупреждать, толковать. Материал, задача, ошибка, учебный процесс, картина, плакат, мечтать, слова, экзамены, планы, приезд.

Упражнение 5
При следующих глаголах поставьте данные ниже существительные в винительном падеже.
Любить, терпеть, презирать, жалеть, осмеивать, ненавидеть, оплакивать.
(Поэзия, девушка, покой, холод, подруга, воздух, забота, духота, жена, день).


Упражнение 6
Составьте словосочетания со следующими глаголами и существительными.
Любоваться, увлекаться, наслаждаться, восхищаться, интересоваться, гордиться, пренебрегать, удовлетвориться, возмущаться.

Упражнение 7
Составьте предложения со следующими словосочетаниями.
Швырнуть камень, швырнуть камнем, вертеть карандаш, вертеть ькарандашом, шевелить пальцем, шевелить пальцы, развести руки в стороны, развести руками.

Текст
Как я познакомился с Маленьким принцем
          Я выучился на лётчика. Летал по всему миру. И вот однажды мне пришлось сделать посадку в Сахаре. Что-то случилось с мотором моего самолёта. Со мной небыло ни механика, ни пассажиров, и я решил, что исправлю мотор сам, хотя это и трудно сделать одному. Но я должен был или исправить мотор, или погибнуть. Воды у меня было на неделю.
В первую ночь я спал на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было человеческого жилья. Рано утром меня разбудил чей-то детский голосок. Он сказал:
- Пожалуйста, нарисуй мне барашка.
- А?..
- Нарисуй мне барашка…
Я встал, посмотрел вокруг, вижу — стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно смотрит на меня. Я тоже удивлённо смотрел на него. По его виду нельзя было сказать, что этот ребёнок потерялся в пустыне.
- Ну… что ты здесь делаешь? — спросил я.
И он опять попросил тихо и очень серьёзно:
- Пожалуйста, нарисуй барашка…
Всё это было таинственно и странно. Но я всё-таки достал из кармана бумагу и ручку. Рисовать я не умел и сказал об этом малышу. Он ответил:
- Всё равно. Нарисуй барашка.
И я нарисовал.
Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:
- Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.
Я нарисовал.
Мой друг мягко улыбнулся и сказал:
- Это не барашек, это большой баран. У него рога. Для него у меня нет места.
Я опять нарисовал по-другому.
Но он отказался и от этого рисунка:
Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы он жил долго.
Тут я потерял терпение — надо было исправлять мотор и я сказал:
- Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.
Но как я удивился, когда мой строгий друг сказал:
- Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?
- А что?
- Ведь у меня дома всего мало…
- Ему хватит. Я даю тебе совсем маленького барашка.
- Не такой уж он маленький, — сказал он и стал смотреть на рисунок.
Так я познакомился с Маленьким принцем.
А как он оказался на Земле, вы узнаете потом.
(По книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)



Лексико-грамматическая работа над текстом
Задание 1
Выпишите из текста прямое дополнение, подберите к ним прилагательные и глаголы. Расставьте ударения.


Запомните:
1. Прямое дополнение выражается винительным падежом без предлога и употребляется при переходных глаголах, для обозначения лица или предмета, на которые переходит действие. Прямое дополнение стоит обычно после сказуемого: Я вижу малыша.
2. Когда хотят показать, что действие переходит на часть предмета, дополнение ставится в родительном падеже: Дайте мне хлеба (кусок хлеба) — Дайте мне хлеб (весь хлеб).
3. Некоторые глаголы могут иметь при себе два дополнения: прямое и косвенное в дательном падеже без предлога, которое стоит обычно после сказуемого: Я купил (кому?)товарищу (что?) новую книгу.

Задание 2
Составьте предложения из следующих словосочетаний. Расставьте ударения. Определите падежи.
Сделать посадку, не было воды, нарисовать барашка, сказать малышу, терять терпение, познакомиться с принцем.

Задание 3
Выпишите из текста косвенное дополнение. Определите падежи. Расставьте ударения.

Запомните:
1. Косвенное дополнение выражается косвенными падежами как с предлогом, так и без предлога.
2. Дополнения могут употребляться при существительных и прилагательных: Изучение языка. Стакан воды. Вторая часть книги труднее первой.

Задание 4
Выпишите из текста сложные предложения с придаточными дополнительными.

Запомните:
Придаточные дополнительные связываются с главным предложением союзами что, чтобы, как, будто, ли и относительными словами кто, что, какой, чей, который, где, куда, откуда, когда, почему, сколько.

Задание 5
Выпишите из текста предложения с прямой речью. Расставьте ударения.

Запомните:
Говорящий или пишущий может передать речь другого лица или свои мысли буквально (прямая речь), излагая только содержание без соблюдения ее формы (косвенная речь).

Задание 6
Замените прямую речь из текста косвенной речью.
Запомните:
1. В косвенной речи должны быть заменены все личные и притяжательные местоимения.
2. При замене получается сложное предложение с союзом что.
3. При замене побудительного предложения получается сложноподчиненное предложение с союзом что или простое предложение с неопределенной формой.
4. При замене вопросительного предложения употребляются те местоимения и наречия, которые были вопросительными предложениями в прямой речи.
5. Если вопрос выражен без вопросительных слов, то в косвенной речи употребляется частица ли.
6. Обращение в косвенной речи опускается и может быть заменено существительным в дательном или винительном падеже.

Словарь к тексту
выучиться – შესწავლა
по всему миру — მთელს მსოფლიოში
сделать посадку- თვითფრინავის დაჯდომა
человеческое жилье  — ადამიანის საცხოვრებელი
пустыня -უდაბნო
барашка- ბატკანი
хилый — სუსტი
потерять терпение მოთმინების დაკარკვა




Комментариев нет:

Отправить комментарий