Урок 57. Качественные и относительные прилагательные
19.05.2012
Качественные прилагательные обозначают признаки предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени: красивый вид (более красивый, менее красивый), интересная книга (более интересная, менее интересная).
Относительные прилагательные указывают на отношение одного предмета к другому и не могут сочетаться со словами более или менее: морской берег, студенческий билет, товарный поезд, золотой браслет.
Текст
Наглядный урок
Как-то, гуляя по улице с одним молодым литератором, Алексей Николаевич Толстой жаловался ему, что молодые, начинающие прозаики мало заботятся о чистоте русского языка, нарушают его естественный порядок слов в предложении.
– Всё у них переставлено, – сокрушался он. – Глагол уехал в конец предложения, прилагательное стоит позади существительного.
Тут Алексей Николаевич обратил внимание на толстую стопку листов в руках у спутника.
– Что это у тебя ? – спросил он.
– Рукопись моей новой книги.
Толстой взял рукопись, внимательно перелистал её и вдруг, точно конфетти на карнавале, стал разбрасывать листки по мостовой.
Растерянный автор, лавируя между машинами, бросился по страничке собирать свою рукопись. Толстой, стоя на тротуаре, приговаривал:
– Вот и собирай, собирай. Будешь знать, как разбрасывать фразу ! Придёт время, начнёшь так же её собирать, как сейчас собираешь эти листки.
Впоследствии молодой литератор стал известным писателем и с благодарностью вспоминал этот предметный урок правил русской грамматики, преподанный ему А.Н.Толстым.
(По Л.Т. Григоряну)
Упражнение 1
Переведите текст на русский язык.
ფრანგულაშვილები მთელ ქვემო იმერეთში განთქმული იყვნენ ძველ დროთაგან. ხშირად მათ ვეშაპიძეებსაც ეძახდნენ. მართლაც, ვეშაპის ძალა ჰქონდათ, ვეშაპივით ჭამდნენ და სვამდნენ. ომში პირველობას არ სჩემოდნენ, ვეებერთელა ხანჯალს კი, რომელის კამეჩის უღელზე მეტი იყო, ისე ატრიალებდნენ, თითქოს სახრეაო.
ფრანგულაშვილი მარტო ერთი ესწრებოდა ომს. არც მეტი, არც ნაკლები. ასეც უნდა ყოფილიყო, — ფრანგულაშვილების გვარი სულ ერთი ოჯახისაგან შესდგებოდა.
(По Н. Лорткипанидзе)
Упражнение 2
Допишите предложения.
1. На улице теплее, … .2. Она разбирается в своей специальности лучше, … .3. Брат ездит на велосипеде быстрее, … .4. Товарищ получил из дома меньше денег, … .5. В библиотеке оказалось больше интересных книг, … .
Тесты
Задание 1
Ответьте на вопросы по тексту.
1. На что жаловался Алексей Толстой ?
2. Что сделал писатель с рукописью молодого автора ?
3. Почему Алексей Толстой разбросал листы рукописи ?
4. За что благодарен молодой литератор А.Толстому ?
Задание 2
Продолжите цепочку, подобрав как можно больше существительных к заданным глаголам и составьте предложения.
Образец: писать – Я пишу ручкой, карандашом, фломастером.
Включать: телевизор, радио…
Есть: фрукты, овощи…
Читать: книгу, журналы…
Водить: машину, мотоцикл…
Пить: воду, чай…
Смотреть: спектакль, фильм…
Носить: юбку, брюки…
Играть: в футбол, в лото…
Стирать: блузку, платье…
Мыть: посуду, руки…
Ходить: в парк, на прогулку…
Слушать: музыку, радио…
Словарь к тексту
наглядный (-ая, -ое) — თვალსაჩინო
жаловаться — ჩივილი
сокрушаться — წუხილი
обратить внимание — ყურადღების მიქცევა
рукопись — ხელნაწერი
мостовая — ქვაფენილი
преподать урок — გაკვეთილის მიცემა
Комментариев нет:
Отправить комментарий