среда, 14 сентября 2016 г.

§ 2. Второстепенные члены предложения



§ 2. Второстепенные члены предложения

В состав второстепенных членов входят определение, дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели, условия, уступки).
Второстепенные члены предложения являются распространителями главных членов.
Определением называется второстепенный член предложения, который грамматически подчинен другому члену (согласуется с ним в роде, числе и падеже), выраженному существительным или другим субстантивированным словом, и отвечает на вопросыкакой? чей? который?: русский язык, мамина книга, первый урок и т.п.
Определение бывает согласованное и несогласованное. Согласованное определение выражается прилагательнымиместоимениямипорядковыми числительными,причастиями, стоит обычно перед определяемым словом и согласуется с ним в числе и падеже, а в единственном числе и в роде: глубокий овраг, глубокая река, глубокоеозеро; первый день, первая задача, первое поручение; мой дом, моя комната, моёокно; присутствующий друг, присутствующая девочка, присутствующее дитё.
Несогласованное определение может быть выражено существительными в родительном падеже без предлога (дом отцакнига учителядело чести), косвенными падежами с предлогами (министр без портфеляпамятник из гранитатоварищ по университету), местоимениями егоеёих (на вопрос чей?-его товарищ; чья?-её книга;чьё?-его поле), неопределенной формой глагола (разрешение войти (какое разрешение?-войти).
Если определение выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, то имеем в таком случае приложение: девушка-ткачиха, школьник-грузин, женщина-мать.
Приложение может обозначать профессию, социальную принадлежность, национальность, родственные отношения, названия газет, журналов, литературных произведений, пароходов, фабрик и т.п. Например: поэт Пушкин, журнал «Москва»,Урал-река и т.п.
Запомните:
1. Приложение при обозначении неодушевленного предмета может быть   несогласованным и сохранять во всех позициях форму именительного падежа: в журнале  «Москва», от журнала «Москва», к журналу «Москва»       и т.п.
2. Приложение и определяемое слово пишутся через черточку (дефис), если они являются именами нарицательными (осетин-извозчик,попрыгунья-стрекоза), а также в том случае, если имя собственное стоит перед именем нарицательным (Урал-река, Гуд-гора и т.п.).

Задание 7. Найдите в тексте определения и укажите, в чем они согласуются с определяемыми словами.
В большой, удобной квартире знаменитого профессора тёмной, холодной ночью зазвонил телефон. Взволнованный женский голос с возмущением сказал: — Ваша несносная собака лает и мешает мне спать!
Растерянный профессор спросил, кто с ним говорит.
На следующую ночь в тот же час в квартире этой женщины раздался неожиданный телефонный звонок.
-Я позвонил для того, чтобы сообщить вам, что у меня нет никакой собаки.

Задание 8. Подберите определения к данным ниже словам и составьте с ними простые, распространенные, двусоставные предложения: квартира, ночь, телефон, голос, собака, профессор, час, звонок.
Дополнением называется второстепенный член предложения, который обозначает прямой или косвенный объект действия. Дополнение, управляемое глаголом-сказуемым, называется приглагольным дополнением, которое может быть прямое (винительный падеж без предлога или родительный падеж при глаголе с отрицанием не) и косвенное (имеет форму любого косвенного падежа, кроме винительного без предлога). Например: вижу товарища, пишу письмо, купил товарищу, иду с подругой, доволен фильмом и т.д.
Некоторые глаголы могут иметь при себе два дополнения: Я купил товарищу новуюкнигу.
Дополнение, управляемое существительным, называется приименным: изучениеязыка, рассказ о событиях, пакет с конфетами и т.д.
Косвенные дополнения могут быть выражены родительным, дательным, винительным (с предлогом), творительным, предложным падежами как с предлогом, так и без него. Например: Я избавился (от чего?) от тяжелой болезни; Я взял книгу ( у кого?) у товарища; Трудно жить (без кого?) без друзей; Дорога шла (к чему?) к дому; Я тронул товарища (за что?) за руку; Самолёт прошел (сквозь что?) сквозь облака; Мы зашли (за кем?) за товарищем; Студентка рассказывала (о ком?) о своем друге.

Задание 9. Выпишите из текста дополнения и укажите в каких падежных формах они употребляются.
Поезд остановился на маленькой станции. Пасажир посмотрел в окно и увидел женщину, которая продавала булочки. Она стояла довольно далеко от вагона, и пассажир не хотел идти за булочками сам. Видимо, он боялся отстать от поезда. Он позвал мальчика, который гулял по платформе, и спросил его, сколько стоит булочка. «-Десять копеек»,-ответил мальчик. «Возьми двадцать копеек и купи две булочки: одну мне, а другую-себе». Через минуту мальчик вернулся. Он с аппетитом ел булочку. Мальчик подал пассажиру десять копеек и сказал: «К сожалению, там осталась только одна булочка».
Обстоятельства-второстепенные члены предложения, указывающие на различные условия, при которых совершается действие или проявляется признак.
Обстоятельства выражаются главным образом наречиями и близкими к ним по значению формами косвенных падежей существительных без предлогов и с предлогами.
1.Обстоятельство образа действия выражается наречиями, косвенными падежами существительного с предлогами или без предлогов, деепричастиями или деепричастными оборотами и может стоять как перед сказуемым, так и после него:
а) выраженное наречием на О и Е, обычно стоит перед сказуемым: Каждый из нас должен верно и беззаветно служить своей стране;
б) выраженное сравнительной степенью наречия, стоит обычно после сказуемого: Мы должны летать еще выше, еще дальше;
в) выраженное существительным или наречием, образованным от существительного, обычно стоит после сказуемого: Занятия велись без перерыва. На базе туристы заснули мёртвым сном.
2. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, приближается по значению к однородному сказуемому: Студенты внимательно слушали профессора и при этом записывали лекцию. Студенты, записывая лекцию, внимательно слушали профессора.

Задание 10. Найдите в упражнении обстоятельства образа действия и определите, чем они выражены.
1) Студенты долго обсуждали тему. 2) Общее собрание с радостью приветствовало предложение преподавателя. 3) Наши самолёты должны летать долго. 4) Молодой инженер уехал по собственному желанию на стройку. 5) Он работал по плану. 6) Наших артистов приветствовали восторженно. 7) Следует настойчиво добиваться успехов. 8) Экзамены завершились успешно. 9) Мы должны с глубоким уважением относиться к старшим. 10) Университеты культуры заслуженно пользуются большой популярностью среди населения.
Обстоятельство места может быть выражено:
а) наречием, которое отвечает на вопросы где? куда? откуда? :  там, туда, оттуда, здесь, наверху, внизу, слева, справа, издали и т.п.
б) существительными в косвенных падежах с предлогами: родительный падеж(откуда? до чего? где?) с предлогами изиз-заиз-подсотдоумимооколовокруг,противвдольсредиблиз. Например: 1) Туристы приехали из города Тбилиси. 2) Из-за поворота показалась машина. 3) Из-под моста выехал автобус. 4) С горы съезжали лыжники. 5) Мы отъехали от Тбилиси сорок километров. 6) До города сто километров. 7) Дом стоит у самого моря. 8) Около порта посажен новый сад. 9) Вокруг селапроложена широкая дорога. 10) Против здания стоит памятник. 11) Вдоль дорогирастут деревья. 12) Среди леса стоит дом. 13) Недалеко от города растет завод. 14)Близ города находится фабрика.
Дательный падеж (где? куда?) с предлогами покПо улицам города к площади шли студенты.
Винительный падеж (куда?) с предлогами: вназаподчерез: 1) Студент уехал на лето в деревню. 2) На конференцию послали лучших студентов. 3) Студенты отправились за город на прогулку. 4) Машину поставили под навес. 5) Через речкупостроили мост.
Творительный падеж (кем? чем?) с предлогами  надподпередзамежду: 1) Над сценой  висит картина. 2) Под столом сидит кошка. 3) По улицам слона водили. 4)Перед зданием разбит цветник. 5) За главным зданием расположен  учебный корпус. 6)Между городом и деревней налажено сообщение.
Предложный падеж (где?) с предлогами внапри : 1) В южных районах началась жара. 2) На полях вырос большой урожай. 3) При заводе был открыт детский сад.
в) существительными в творительном падеже без предлога: Лесами и тропамипробирались туристы.
Обстоятельство места может стоять и перед сказуемым и после него:
а) если обстоятельство места стоит в начале предложения, то сказуемое стоит после него: Из Тбилиси прилетел самолёт;
б) при глаголах-сказуемых, обозначающих положение в пространстве или движение в каком-нибудь направлении, обстоятельство места обычно ставится после сказуемого: Экскурсия отправилась в горы.
в) обстоятельство может уточняться другими обстоятельствами, отвечающими на тот же вопрос:
Здесьу подножья горы, расположено село.
Обстоятельство времени может быть выражено:
а) наречиями сейчассегоднязавтравчераоднаждыпоутрураносначала,накануневновьникогда: Это было давноСегодня вечером идем в театр;
б) существительными в косвенных падежах с предлогами:
Родительный падеж — посленаканунесдо:
После экзаменов студенты едут на практику.
Накануне праздника было очень весело.
Занятия в университете начинаются с девяти часов.
До уроков осталось два часа.
Дательный падеж — пок (ко):
На занятия по русскому языку ходили по вторникамК вечеру выпал снег.
Винительный падеж через, заподвнапо:
Я приду к вам через час. Мы пришли в театр за пять минут до начала. Я встретилась с ним под Новый год. Поезд уходит в два часа дня. Консультация назначена на вторник. Я буду в отпуске по пятое мая.
Творительный падеж — передмеждузас:
Перед отъездом я зайду к вам. Я буду у вас между пятью и шестью часами. За домом большой сад. С восходом солнца туристы отправились в путь.
Предложный падеж - внапри:
В начале января мы сдаем экзамены. На рассвете группа выехала. При капитализмеразвивается конкуренция.
в) существительными без предлогов:
Каждую пятницу занимаемся литературой.
Обстоятельство времени может стоять перед сказуемым и после него:
а) если обстоятельство времени стоит в начале предложения, то после него ставится сказуемое, а потом — подлежащее: После занятий пойдем в библиотеку;
б) если подчеркивается значение времени, то обстоятельство ставится в конце предложения: Первый полёт человека в космос произошел в апреле 1961 года (но произошел в 1961 году);
в) если в предложении есть обстоятельство времени и места, то обстоятельство времени ставится в начале предложения, после него-подлежащее, затем-сказуемое, а в конце предложения-обстоятельство места: После занятий студенты вышли в парк.
Обстоятельство цели отвечает на вопросы зачем? для чего? с какой целью?
Оно может быть выражено:
а) родительным падежом с предлогами дляради: Для учеников привезли книги. Ради науки надо много работать.
б) винительным падежом с предлогами в и на: Студенты уехали в село на практику.
в) творительным падежом с предлогом за: После занятий я пошел в библиотеку за книгой.
г) неопределенной формой глагола обычно при глаголах движения: Я пошел в магазинкупить масло (возможна замена — пошел за маслом).
Обстоятельство причины и следствия отвечает на вопросы почему? отчего? и  может быть выражено: существительным в косвенных падежах с предлогом-родительный падеж с предлогами из, из-за, от, с (со), вследствие: Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды;
дательным падежом с предлогами поблагодаря: Товарищ не пришел на занятия по болезни.

Задание 11. Выпишите из текста обстоятельства и укажите их виды. Определите, чем эти обстоятельства выражены.
«Дачники»
(А. П. Чехов)


По дачной платформе взад и вперед прогуливалась парочка недавно поженившихся супругов. Он держал ее за талию, а она жалась к нему, и оба были счастливы. Из-за облачных обрывков глядела на них луна и хмурилась: вероятно, ей было завидно и досадно на свое скучное, никому ненужное детство. Неподвижный воздух был густо насыщен запахом сирени и черемухи. Где-то, по ту сторону рельсов, кричал коростель…
- Как хорошо, Саша, как хорошо! — говорила жена. – Право, можно подумать, что все это снится.
Ты посмотри, как уютно и ласково глядит этот лесок! Как милы эти солидные, молчаливые телеграфные столбы! Они, Саша, оживляют ландшафт и говорят, что там, где-то, есть люди… цивилизация… А разве тебе не нравится, когда до твоего слуха ветер слабо доносит шум идущего поезда?
- Да… Какие, однако, у тебя руки горячие! Это оттого, что ты волнуешься, Варя… Что у нас сегодня к ужину готовили?
- Окрошку и цыпленка… Цыпленка нам на двоих довольно. Тебе из города привезли сардины и балык.
Луна, точно табаку понюхала, спряталась за облако. Людское счастье напомнило ей об ее одиночестве, одинокой постели за лесами и долами…
- Поезд идет! — сказала Варя.  — Как хорошо!
Вдали показались три огненные глаза. На платформу вышел начальник полустанка. На рельсах там и сям замелькали сигнальные огни.
- Проводим поезд и пойдем домой, — сказал Саша и зевнул. — Хорошо нам с тобой живется, Варя, так хорошо, что даже невероятно!
Темное страшилище бесшумно подползло к платформе и остановилось. В полуосвещенных вагонных окнах замелькали сонные лица, шляпки, плечи…
- Ах! Ах! — послышалось из одного вагона. — Варя с мужем вышла нас встретить! Вот они! Варенька!.. Варенька! Ах!
Из вагона выскочили две девочки и повисли на шее у Вари. За ними показались полная, пожилая дама и высокий, тощий господин с седыми бачками, потом два гимназиста, навьюченные 6агажом, за гимназистами гувернантка, за гувернанткой бабушка.
- А вот и мы, вот и мы, дружок! — начал господин с бачками, пожимая Сашину руку. — Чай, заждался! Небось, бранил дядю за то, что не едет! Коля, Костя, Нина, Фифа… дети! Целуйте кузена Сашу! Все к тебе, всем выводком, и денька на три, на четыре. Надеюсь, не стесним? Ты, пожалуйста, без церемонии.
Увидев дядю с семейством, супруги пришли в ужас. Пока дядя  говорил и целовался, в воображении Саши промелькнула картина: он и жена отдают гостям свои три комнаты, подушки, одеяла; балык, сардины и окрошка съедаются в одну секунду, кузены рвут цветы, проливают чернила, галдят, тетушка целые дни толкует о своей болезни  (солитер и боль под ложечкой) и о том, что она урожденная баронесса фон Финтих…
И Саша уже с ненавистью смотрел на свою молодую жену и шептал ей:
- Это они к тебе приехали… черт бы их побрал!
- Нет, к тебе! — отвечала она, бледная, тоже с ненавистью и со злобой. — Это не мои, а твои родственники!
И, обернувшись к гостям, она сказала с приветливой улыбкой:
- Милости просим!
Из-за облака опять выплыла луна. Казалось, она улыбалась; казалось, ей было приятно, что у нее нет родственников. А Саша отвернулся, чтобы скрыть от гостей свое сердитое, отчаянное лицо,  и сказал, придавая голосу радостное, благодушное выражение:
- Милости просим! Милости просим, дорогие гости!

Комментариев нет:

Отправить комментарий