среда, 14 сентября 2016 г.

Как построить сложное предложение? Часть IV



Как построить сложное предложение? Часть IV

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры  характеризуются тем, что придаточное предложение в них относится ко всему главному в целом и является главным средством выражения временн`ых, причинных, целевых, следственных, условных, уступительных, сравнительных, присоединительных и сопоставительных отношений:
1) Каждый раз, когда я приходил, она встречала меня радостно (время);
2) Тепло и приятно ей было, когда топили в доме печь (время);
3) Прежде чем они добрались до города, прошло пять часов (время);
4) После того как часы пробили полночь, послышались шаги (время).
Придаточные предложения времени присоединяются к главному предложению с помощью союзов: когдапока лишьв то время какс тех пор какдо того каккак тольколишь только и др.
Действие главного предложения может происходить одновременно с действием придаточного предложения: Когда докладчик кончил говорить, был объявлен перерыв.
Сложноподчиненное предложение, выражающее уступительные отношения,-это конструкция, указывающая своей придаточной частью на те обстоятельства, которые могли бы помешать совершиться тому, о чем говорится в главной части. При этом придаточная часть соединяется с главной союзами: хотя (хоть)пускай (пусть),несмотря на то чтоневзирая на то что и союзными словами: как нигде бы никуда бы ни и др.: Хотя я здесь бывал, но местность казалась незнакомой; Работа кипеланесмотря на то что наступила ночь; Как это ни странно, твой приход не поразил меня.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условными обозначают реальное условие для воплощения того, о чем говорится в главном предложении. Придаточное предложение в такой конструкции соединяется с главным условными союзами: еслиежеликоликогдараз и др.: Если светит солнцето запах цветов ощущается сильнее; Ежели человек без корней, без  своего места, то он глубоко страдает.
Сложноподчиненное предложение, выражающее причинные отношения, объясняет причину ситуации, изображенной в главном предложении. При этом для связи частей используются причинные союзы так какпотому чтоввиду того чтовследствие того чтопо причине того чтоибо и др.: Из текста я не понял ни одного слова, так как текст был сложныйпотому что в нем было много новых для меня словТак как пошел дождь, мы отложили поездку; Ввиду того что преподаватель не пришел, лекция не состоялась; Нельзя жить только сегодняшним днём, ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее; Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими.
Сложноподчиненное предложение, выражающее отношения следствия, представляет собой такую конструкцию, в которой придаточное предложение указывает на следствие (результат) того, о чем сообщается в главном предложении, и присоединяется к главному союзом так что: Я поглядел на нее сбоку, так что мне стал виден ее профиль.
Сложноподчиненное предложение, выражающее целевые отношения, имеет такую конструкцию, в которой придаточное предложение объясняет целевое назначение действий главного предложения, и присоединяется к нему  целевыми союзами чтобы,для того чтобызатем чтобыс тем чтобыради того чтобыдабы и др: Уголь приходилось таскать наверх и бросать подальше, чтобы он не катился на голову;Чтобы волосы не п`адали на лицо, их нужно повязать бантом.
Сложноподчиненные предложения, выражающие отношения сравнения,-это такая сложная конструкция, в которой придаточное предложение заключает в себе сравнение с чем-либо, о чем говорится в главной части.
Придаточное сравнительное предложение соединяется с главным сравнительными союзами каккак будтокак если быточно, словно и др.: Шли мы осторожно, как весною ходят по хрупкому льду реки; Закружилась листва, словно бабочек стая летела на свет.
Если придаточное предложение обозначает ситуацию, которая сопоставляется с ситуацией, изображенной в главном предложении, то имеем придаточноесопоставительное. В таких конструкциях придаточное предложение присоединяется к главному предложению союзами еслитогда какв то время как: Она умеет читать и писать, тогда как брат ее совершенно безграмотен.
В бессоюзных сложных предложениях связь между предложениями выражается интонацией и в некоторых случаях одинаковым видом и временем глаголов: Профессор читал лекцию, студенты внимательно его слушали (одновременность действий);Экзамены в институт окончились, профессора, преподаватели и студенты получили отпуска (последовательность действий); Трудно было ехать по этой дороге: со всех сторон разлилась вода (причина действия); Сделайте так: выпишите из текста незнакомые слова и переведите их (пояснение действия); Подхожу я к афише и вижу, выступает известный певец (дополнение действия); Приехал учиться-работает добросовестно (условие действия); Семь раз отмерь-один раз отрежь (противопоставление действия).


Комментариев нет:

Отправить комментарий